Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (477) | 14 октября 2013г.
 

Александр Логинов:

Наша задача — поддержать тех, кто готов создать ТСЖ

Сейдамет Абреков

7 октября официально стали известны итоги, как та или иная управляющая компания (УК) подготовилась к отопительному сезону. В Тольятти 27 домов нескольких УК на тот момент все еще оставались без тепла. Среди этих УК нет ООО «ПЖРТ Сервис», во всех домах которого присутствует отопление. О том, за счет чего удалось избежать проблем с отключениями, а также о многом другом в интервью «Хронографу» рассказал заместитель генерального директора по производству ООО «ПЖРТ Сервис» Александр ЛОГИНОВ.

- Александр Иванович, благодаря чему ООО «ПЖРТ Сервис» удалось удачно подготовиться к этому отопительному сезону? Как удалось избежать отключений тепла?

- После того как завершился прошлый отопительный сезон, я поблагодарил работников с этим событием, но мы практически сразу же принялись готовиться к новому сезону. Все наши ЖЭУ начали заниматься опрессовкой, промывкой. Были устранены проблемы, выявленные за зиму. Отмечу, что в отличие от прошлых лет на весь жилой фонд уже установлены общедомовые приборы учета тепла, за исключением нескольких домов, где система отопления транзитная. Но уже изготовлены проекты на оприборивание и этих домов. Ожидаем получения субсидий на установку приборов учета. К слову, фактор почти 100% оприборивания я бы назвал одним из основных, обеспечивающих экономию для собственников жилья в обслуживаемых «ПЖРТ Сервис» домах.

Касательно долгов могу отметить, что между нами и «Волжской ТГК» (ТГК-7. – Прим. авт.) существует график погашения задолженности. Мы его выдерживаем. А для того, чтобы погасить долги, была улучшена финансовая дисциплина, найдены внутренние резервы компании. Поэтому, ввиду того что мы соблюдаем договоренности, отключений в наших домах не было. И это притом что дебиторская задолженность, т. е. задолженность населения, у нас очень высокая. Отрадно, что ситуация в этом смысле не ухудшается. Но и не улучшается. Самое интересное, что пенсионеры, а в наших домах их процент достаточно высок, платят аккуратно. Не делают этого те, кто, мягко говоря, не бедствует. Это люди, которые не платят из принципа и, видимо, считают, что им все должны.

- Как показало отключение от тепла десяти домов, ТГК-7 повела себя иначе, чем все предыдущие годы. Как вы можете прокомментировать такую позицию ТГК-7?

- Комментировать достаточно сложно. Мне кажется, люди, ответственные за теплоснабжение Тольятти, получили некое указание «сверху». Видимо, в ТГК-7 прошло распоряжение — за малейшие долги отключать. Хотя, может быть, я ошибаюсь. Я общаюсь с руководством тольяттинского подразделения ТГК-7, и мне стало известно о том, насколько велико количество порывов на внутриквартальных сетях. Устранение порывов – существенные затраты. Возникает вопрос с нашей стороны: ребята, тарифы вам регулярно поднимают, УК вам счета оплачивают, куда уходят эти деньги? Но руководители тольяттинского подразделения ТГК-7 говорят, что они без санкции из самарского головного офиса не могут закупить даже канцтоваров.

Не то что материалы для устранения порывов. Видимо, такое положение дел — следствие корпоративных изменений в ТГК-7. Возможно, и отключение тепла — тоже следствие этих изменений.

- Но ведь у теплоснабжающей организации, в данном случае ТГК-7, нет прямых договоров с собственниками жилья. Имеются лишь договоры с управляющими организациями. Однако при этом ТГК-7 под предлогом долгов проводит отключения на конкретных домах. Как такое может происходить?

- Да, формально теплоснабжающая организация не имеет данных о неплательщиках того или иного дома. Но, видимо, неформальная сторона взаимоотношений здесь имеет большее влияние. Поэтому лично я могу понять и простых людей, и руководство УК, попавших в такую ситуацию. Когда общаешься с представителями теплоснабжающей организации, они говорят: вы знаете, ребята, УК — это как штрафбат между какой-то территорией и нами. С учетом того, какое количество недобросовестных плательщиков и каков общий размер неплатежей... Но в целом тепловики придерживаются такой позиции — это ваши проблемы. Берите кредит и расплачивайтесь. Кому-то именно так и пришлось поступить. Однако затраты на выплату кредита и процентов по нему — это затраты УК, которые никем не компенсируются. Поэтому наша компания предпочла обойтись без кредитов.

- Как в «ПЖРТ Сервис» относятся к идее создания на всей территории региона под эгидой правительства Самарской обл. Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ)? Ведь одной из главных функций ЕИРЦ будет выставление квитанций за жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, сбор денежных средств с населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям. Планируется, что ЕИРЦ сможет снизить неплатежи, что якобы позволит избежать ситуаций подобной той, что произошла с отключениями тепла в Тольятти.

- Начну с того, что на всей территории Самарской обл. должно появиться два расчетно-кассовых центра (РКЦ), или по-другому ЕИРЦ. Первый РКЦ будет работать только на выпуск квитанций по капитальному ремонту. Какие банки или УК область выберет для того, чтобы квитанции были доставлены до людей и, соответственно, собраны деньги, мы пока не знаем. Идет разговор о создании второго областного ЕИРЦ, который будет выпускать единый финансовый документ, т. е. единую квитанцию для всех жителей, которые работают с УК.

Насколько я владею информацией, самарский городской ЕИРЦ переходит в собственность области, на базе которого и будет создан региональный ЕИРЦ, а в каждом крупном городе и районе будут созданы филиалы. На базе чего в Тольятти будет сформирован такой филиал — не знаю. Причем не только я, но и руководители других УК.

Предполагается, что имеющиеся сегодня в каждой УК РКЦ будут ликвидированы и, соответственно, взамен будет введена единая квитанция, которая будет выпускаться областным ЕИРЦ. Однако пока совершенно непонятно, каким нормативно-правовым актом нас подвигнут к тому, чтобы мы работали в рамках этого ЕИРЦ.

Какое при этом будет взаимодействие ЕИРЦ с УК, я пока также не понимаю. Будем ли мы давать исходные данные по объемам потребленных услуг, потому что все договоры с ресурсоснабжающими организациями, и это я хочу подчеркнуть, были и будут заключены с нами, это пока вопрос. Требование к УК иметь договоры с ресурсниками предусматривает Жилищный кодекс, поскольку при заключении договора управления жилфондом подразумевается, что УК обязуется поставлять все коммунальные услуги потребителю. Соответственно, и работа с должниками остается в УК. При такой конфигурации УК является исполнителем услуг, при условии если дом не выбрал такую форму управления, как самоуправление. В этом случае каждый житель дома напрямую заключает договор с ресурсоснабжающими организациями.

Если же говорить о расходах -выгодно это или нет с экономической точки зрения, то сегодня, если судить по заявлениям в СМИ, область говорит так: расходы на содержание ЕИРЦ будут составлять порядка 2% от оборота. В «ПЖРТ Сервис» содержание РКЦ по факту стоит дешевле.

Ввиду этого, да и ряда других причин, управляющими компаниями создание ЕИРЦ в том виде, в котором он планируется, не приветствуется. Но уже хорошо то, что Тольятти пока не вошел в пилотный проект, где ЕИРЦ будет действовать уже в 2014 г. Поэтому у нас будет возможность понаблюдать, как этот проект покажет себя в других городах Самарской обл. Уже после того, как будут набиты все шишки, нам, естественно, будет легче адаптироваться к нововведению.

- Каковы перспективы «ПЖРТ Сервис» в складывающемся положении?

- Сейчас наша задача — поддержать тех, кто готов создать ТСЖ. Это позволит аккумулировать средства, собираемые на капремонт, не у некого регионального оператора, а на специальных счетах самого ТСЖ. Т. е. деньги останутся только под контролем самих собственников. Поскольку ТСЖ — это юридическое лицо, то мы, как УК, можем брать кредиты в банках и на эти средства проводить ремонтные работы капитального характера, причем не дожидаясь, пока тот или иной дом попадет после многолетней очереди в какую-либо программу. Соответственно, ТСЖ будет иметь возможность со своих счетов погашать наши затраты на проведение ремонтных работ. Такая конфигурация позволит добиться нескольких положительных эффектов — отремонтировать дома, причем под контролем собственников, и повысить прозрачность процесса оплаты за жилищно-коммунальные услуги без лишних надстроек.