Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (456) | 8 апреля 2013г.
 

Артем Гончаров:

Мы всесторонне развиваем социально ориентированное предприятие

Сейдамет Абреков

27 марта в Самарской обл. прошла VII региональная конференция некоммерческого партнерства (НП) «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). Участие в ней приняли представители ООО «Тольяттинский Трансформатор» во главе с генеральным директором предприятия Владимиром ЧИСТЯКОВЫМ. Одним из итогов конференции стали договоренности с производителями электровозов о возможности поставок продукции «Тольяттинского Трансформатора». О том, за счет чего удается расширить портфель заказов компании и как этот факт повлияет на улучшение социальной обстановки в регионе, в интервью «Хронографу» рассказал заместитель управляющего делами ООО «Тольяттинский Трансформатор», депутат Думы г. о. Тольятти Артем ГОНЧАРОВ.

- Артем Валерьевич, расскажите о том, что принесло «Тольяттинскому Трансформатору» участие в VII региональной конференции НП «опжт»?

- Нашей компании, в частности, удалось достигнуть договоренности о возможности поставок тяговых трансформаторов для одного из крупнейших производителей электровозов в России — компании «Уральские локомотивы». Планируется, что продукция «Тольяттинского Трансформатора» будет поставляться на две линейки электропоездов. По поручению генерального директора нашего предприятия Владимира Чистякова я вступил в дальнейшие переговоры со специалистами заказчика, в частности, налаживаю контакты с генеральным директором «Уральских локомотивов» Александром Салтаевым. Следующий шаг — выезд наших специалистов в Верхнюю Пышму на производственную площадку этой компании. На месте совместно с инженерами «Уральских локомотивов» будут определяться нюансы конструкции трансформаторов, которые должны быть учтены при производстве продукции для нужд этого заказчика. Я думаю, такой визит состоится в ближайшее время, поскольку уже достигнута устная договоренность об этом.

- С кем еще удалось наладить или расширить контакты по итогам конференции?

- Мы смогли упрочить позиции в качестве поставщика продукции для нужд ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В частности, мы увеличим отгрузку для Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Кроме того, в ходе конференции вице-президент ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович подтвердил, что в РЖД удовлетворены нашим сотрудничеством и в дальнейшем возможно его расширение. При этом не так давно НЭВЗ, из-за необходимости закупать продукцию достойного качества, был вынужден изменить пул поставщиков. Например, Чирчикский трансформаторный завод в последнее время по каким-то причинам не смог поставлять трансформаторы нужного качества. Вероятно, это повлияло на то, что выбор был сделан в пользу «Тольяттинского Трансформатора».

- Какой объем заказов получит предприятие от производителей электровозов?

- Что касается «Уральских локомотивов», то, как я уже говорил, мы можем стать поставщиками для двух типов электровозов. Это, например, электровоз «Ласточка». «Уральские локомотивы» будут производить 120 «Ласточек» в год, т. е. 10 в месяц. Что касается второй линейки электровозов, то пока количество трансформаторов, необходимых для их комплектации, не озвучено, но, судя по всему, это примерно схожие цифры. Если же говорить о наших взаимоотношениях с НЭВЗ, то сегодня для этого предприятия мы производим около 20 тяговых трансформаторов в месяц.

- Какую долю в общем объеме производства «Тольяттинского Трансформатора» занимает продукция, предназначенная для электровозов?

- Показатель будет зависеть от того, по какому параметру высчитывать долю. Например, объем выпуска трансформаторов можно измерить исходя из мощности, т. е. в МВа. Тяговые трансформаторы для электропоездов в этом смысле обладают намного меньшей мощностью, чем, допустим, силовые трансформаторы.

Поэтому исходя из Мва, продукция, отгружаемая для производителей электровозов, займет небольшую долю в нашем общем объеме выпуска. Однако производство тяговых трансформаторов более рентабельно в сравнении с иными типами трансформаторов. Соответственно, прибыль, извлекаемая из их производства, будет иметь существенную долю в общей прибыли предприятия.

- Что было сделано для того, чтобы «Тольяттинский Трансформатор» оказался способен выпускать продукцию для таких требовательных заказчиков, как производители электровозов?

- Несколько лет назад была произведена практически полная модернизация завода. Причем изначально мы были нацелены на то, чтобы не приобретать оборудование, которое на момент покупки уже не было самым современным. Было понимание: если ты берешь оборудование, на котором изначально нельзя произвести современный трансформатор, значит, ты уже лишаешь себя конкурентных преимуществ. Поэтому предприятие закупало и закупает оборудование, являющееся либо самым современным и передовым, либо и вовсе уникальным не только в России, но и в странах Западной Европы.

Таким образом, было модернизировано все производство магнитопроводов, в частности, линии продольного и поперечного раскроя электротехнической стали. Отмечу, что это оборудование производилось по специальному заказу «Тольяттинского Трансформатора» и на момент его сборки таких линий, в принципе, больше нигде не было. Подобным же образом было модернизировано производство обмоток и изоляции. В сварочно-заготовительном производстве был полностью заменен парк сварочных аппаратов на современные полуавтоматические инверторы, произведенные по последнему слову техники. Также были приобретены три высокоточных линии термической резки, которые позволяют изготавливать сложнейшие детали из металла. Было модернизировано механообрабатывающее производство -оснащено самыми современными станками, применение которых позволяет обработать детали практически любой формы. Поэтому на сегодняшний момент наше предприятие имеет возможность выпускать на собственной базе комплектующие для трансформаторов практически любой сложности и максимально необходимого количества.

При этом закупка оборудования производилось исходя из необходимости достигнуть большей энергоэффективности производства. Проще говоря, новое оборудование должно было потреблять значительно меньше электроэнергии. Это позволило нам экономить на закупках электричества, а значит, за счет удешевления производства получить еще одно преимущество над конкурентами.

Поэтому, когда компания РЖД проводила аудит по поводу готовности выпускать продукцию для их нужд, мы его успешно прошли. О чем и говорит тот факт, что мы являемся поставщиками НЭВЗа. «Уральские локомотивы» также планируют провести аудит, но я нисколько не сомневаюсь, что и его мы пройдем. По той простой причине, что за последние несколько лет «Тольяттинский Трансформатор» прошел в общей сложности 13 аудитов самых различных компаний-заказчиков, начиная от ФСК, заканчивая «атомщиками». И ни у кого не было никаких серьезных замечаний.

- Очевидно, что значительная модернизация производственных мощностей сама по себе не могла привести к повышению качества и количества выпускаемой продукции. За всякой модернизацией должна следовать соответствующая подготовка кадров. Что было сделано «Тольяттинским Трансформатором» в этом направлении?

- Безусловно, руководство предприятия понимало, что любые высокие технологии бесполезны, если не иметь соответствующего кадрового состава предприятия. Тем более что сам по себе трансформатор — это высокотехнологичный продукт, который, если так можно выразиться, весьма требователен к квалификации людей, участвующих в его создании. Поэтому в каждый контракт на поставку нового оборудования в обязательном порядке включались пункты о проведении обучения наших сотрудников в момент монтажа и после. Также в контрактах прописывалась необходимость сдачи соответствующих экзаменов на допуск к работе с оборудованием и т. д. Отдельно обучались ремонтная и сервисная службы, потому что одно дело — собрать оборудование и пользоваться им, совсем другое — его обслуживать, т. е. проводить планово-предупредительные работы и, если понадобится, экстренные ремонты.

- С учетом того, что «Тольяттинский Трансформатор» увеличит объемы выпуска, какое количество новых сотрудников будет привлечено на предприятие?

- Только под контракт с РЖД и только рабочего персонала сейчас занят 171 человек. Плюс инженерно-технические работники. Контракт с «Уральскими локомотивами» позволит нам провести дополнительное расширение кадрового состава. Из чего напрашивается вывод: собственники «Тольяттинского Трансформатора», которые инвестировали и продолжают инвестировать средства в развитие производства, таким образом, помогают развиваться территории присутствия предприятия — создают в Тольятти новые высокотехнологичные рабочие места, увеличивают налогооблагаемую базу. К слову, сотрудничество с компаниями, поставляющими продукцию для нужд железных дорог, это хороший пример частно-государственного партнерства. Напомню, что участие в расширении контактов «Тольяттинского Трансформатора» с РЖД проявил губернатор Самарской обл. Николай Мершкушкин, который не так давно приезжал на наше предприятие и лично ознакомился с его возможностями.

Возвращаясь к теме персонала нашего предприятия, могу отметить, что модернизация производства и последовавшее вслед за ним расширение портфеля заказов позволили привлечь на «Тольяттинский Трансформатор» большое количество молодых специалистов, к которым я отношу и себя. Те, кто в последние годы пришли на завод, получили возможность воспользоваться определенным социальным лифтом. Если утрировать, то можно сказать так: вчера ты был выпускником вуза или колледжа, а завтра можешь стать высококлассным специалистом, на которого будет повышенный спрос.

Но не одной работой жив человек. У каждого, тем более молодого, специалиста есть масса проблем социального характера, которые требуют разрешения. Ведь коллектив «Тольяттинского Трансформатора» — это 2,5 тыс. человек, у каждого из которых наверняка есть семьи. Я, как депутат Думы г. о. Тольятти, имею возможность решать социальные проблемы. К примеру, участвую в лоббировании вопроса об увеличении средств на открытие дополнительных мест в детских садах, контролирую освоение бюджетных средств на ремонт детских садов и школ. Также я уделяю огромное внимание теме увеличения финансирования программы «Молодой семье — доступное жилье», благодаря которой горожане, причем далеко не только работники «Тольяттинского Трансформатора», могут улучшить жилищные условия. Таким образом, мы всесторонне развиваем социально ориентированное предприятие, которое свое собственное финансовое благополучие удачно трансформирует в стабильность и перспективы для очень большого количества жителей Тольятти.