Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (456) | 8 апреля 2013г.
 

Опять остановка

АВТОВАЗ показал, как он умеет существовать в конкурентном рынке

Сейдамет Абреков

С 1 апреля ОАО «АВТОВАЗ» перешло на трехдневную рабочую неделю при сборке практически всех основных моделей. Очевидно, сокращение производства стало следствием падения продаж автомобилей, а также того, что, скорее всего, АВТОВАЗ так и не получил 60 млрд р. от государственной корпорации (ГК) «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Вероятно, у государства сегодня имеются более важные направления, чем поддержка АВТОВАЗа, например, Олимпиада в Сочи. В таких условиях топ-менеджменту предприятия во главе с президентом АВТОВАЗа Игорем КОМАРОВЫМ, судя по всему, не остается ничего, кроме как сокращать производство на фоне растущего российского рынка товарных автомобилей.

Мимо кассы

Есть несколько версий, какие причины могли заставить руководство ОАО «АВТОВАЗ» в лице президента компании (и одновременно ее акционера) Игоря Комарова принять такое решение. Например, вполне вероятно, что это стало следствием малого спроса на автомобили вазовского производства.

Для более глубокого понимания ситуации нелишне будет напомнить, что 17 декабря 2012 г. состоялось очередное заседание наблюдательного совета ГК «ВЭБ». На нем был рассмотрен вопрос о финансировании ВЭБ программы развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 г. (см. «Хронограф» №45 (444) от 24.12.12). Планировалось, что кредитовать ВЭБ будет отдельные инвестиционные проекты АВТОВАЗа в объеме 60 млрд р. Срок предоставления кредитов — 10 лет. Но, как можно было судить по тональности высказываний председателя ГК «ВЭБ» Владимира Дмитриева, он был далеко не обрадован перспективой предоставления АВТОВАЗу столь крупного объема средств на столь длительный срок. При этом с высокой долей вероятности можно предположить, что по существу данный кредит будет безвозвратным. При этом очевидно: раз АВТОВАЗ просил выделить такую гигантскую сумму, значит, в этом была потребность.

Не стоит исключать, что ВЭБ так и не решился выдать АВТОВАЗу 60 млрд р. Такое могло произойти, например, по причине того, что АВТОВАЗ так и не смог убедить руководство ВЭБа в реальности реализации своих инвестиционных проектов. Либо компания не смогла предоставить залоги или найти поручителей под этот кредит. Если это так, то переход АВТОВАЗа на трехдневную рабочую неделю вполне мог быть связан с тем, что предприятие не получило 60 млрд р. Проще говоря, АВТОВАЗу без этих средств оказалось не на что производить новые автомобили.

Есть дела и поважнее

Напрашивается вопрос относительно возможного отказа выделить АВТОВАЗу 60 млрд р. из средств ГК «ВЭБ». В какой-то степени ответ найти можно. События апреля 2013 г. вызывают аналогию из недавнего прошлого АВТОВАЗа.

В бюджете РФ на 2011 г. по строке «субсидии на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию» было заложено 13,450 млрд р. (код бюджетной классификации 020.04.12. 3401500.006.242). Курировало реализацию программы утилизации Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг).

О преемственности между старой и новой командой на АВТОВАЗе говорить не приходится
О преемственности между старой и новой командой на АВТОВАЗе говорить не приходится

В ежемесячном режиме Минпромторг своим приказом утверждал распределение лимита бюджетных обязательств на субсидии по возмещению потерь в доходах при продаже новых автомобилей физлицам со скидкой 50 тыс. р. На февраль 2011 г. такой приказ был утвержден 26 января и подразумевал субсидирование на сумму 1108450 тыс. р. (покупка 22169 автомобилей). На март 2011г. соответствующий приказ был утвержден 15 февраля и предусматривал уже меньшую сумму субсидий — 1 млрд р. (покупка 20 тыс. автомобилей) (см. «Хронограф» №12 (365) от 4.04.11). Последний приказ был размещен 15 апреля. На этом программа утилизации закончилась, несмотря на весеннее заявление председателя правительства РФ Владимира Путина: «Мы сначала выделили на нее 10 млрд р., потом добавили еще 5 млрд р. и еще 10 млрд р. В общей сложности на программу утилизации старых легковых автомобилей мы направили 25 млрд р. Поэтому предлагаю программу в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 г.». Об этом уже в конце июня 2011 г. на заседании президиума правительства РФ заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко (см. «Хронограф» №29 (382) от 01.08.11).

Несмотря на заявления Христенко, на АВТОВАЗе в то время предпочитали не распространяться на эту тему. Вероятно, топ-менеджмент предприятия питал иллюзии на предмет того, что программа утилизации, которая финансировалась из государственного бюджета, будет возобновлена. Но этого не произошло. При этом именно благодаря программе утилизации АВТОВАЗ сумел достичь более-менее удовлетворительных показателей продаж. После окончания действия программы уровень продаж АВТОВАЗа упал.

Стоит напомнить, что в 2011 г. шла интенсивная подготовка проведения во Владивостоке (остров Русский) саммита Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). По различным оценкам, проведение этого саммита стоило $10 млрд. Проще говоря, государство оказалось перед выбором — достопная организация международного саммита или поддержка коммерческого предприятия — ОАО «АВТОВАЗ», находящегося в предбанкротном состоянии. Причем во многом из-за действий руководства компании был сделан вполне логичный выбор в пользу саммита АТЭС. Нелогичным такое решение казалось, наверное, только руководству АВТОВАЗа.

Что касается сегодняшних реалий, то на данный момент под большим вопросом находится окончание строительства объектов зимних Олимпийских игр в Сочи, которые должны начаться 7 февраля 2014 г. В открытых источниках можно найти данные о том, что только из государственного бюджета на финансирование в рамках подготовки Олимпиады выделено 327,2 млрд р. При этом издание «Коммерсант» утверждало, что крупнейшим кредитором строительства олимпийских объектов является все тот же ВЭБ. «В сентябре 2011 г. зампред ВЭБа Михаил Полубояринов говорил, что банк уже одобрил выдачу кредитов на олимпийские проекты на 132 млрд р.», — в частности, сообщил «Коммерсант».

С учетом того, что далеко не все олимпийские объекты готовы к Играм, вполне вероятно, что до сих пор ГК «ВЭБ» выделяет дополнительные средства на их достройку. А если это так, то это лишний раз подтверждает, что руководство ВЭБа вряд ли предоставило те самые 60 млрд р. АВТОВАЗу, на которые, скорее всего, рассчитывали на предприятии.

Нелишним будет описание и еще одной примечательной закономерности, связанной с масштабными вливаниями бюджетных средств в АВТОВАЗ, а вернее, с их отсутствием в данный момент. Если 2011-2012 гг. прошли под знаком разнообразных выборов — в Государственную думу и Самарскую губернскую думу (2011 г.), президента России и мэра г. о. Тольятти (2012 г.), то в 2013-2014 гг. никаких масштабных предвыборных кампаний не намечается. Разве что выборы в Думу г. о. Тольятти, которые состоятся в сентябре 2013 г.

Уже не бизнес

Таким образом, впервые за несколько последних лет АВТОВАЗ оказался в условиях того, что предприятие, не имея государственной поддержки, вынуждено конкурировать в условиях открытого рынка. Как АВТОВАЗ умеет выдерживать конкуренцию — свидетельствуют сухие цифры. Если по итогам 2011 г. АВТОВАЗ продал 613151 автомобиль и 127251 автокомплект, то по итогам 2012 г. — 608205 автомобилей и 110714 автокомплектов. Таким образом, снижение объема продаж за один год произошло: по автомобилям — на 4946 шт., по автокомплектам — на 16537 шт. Т. е. всего на 21483 единицы.

За этот же период российский рынок товарных автомобилей и конкуренты АВТОВАЗа показали совершенно иную динамику. По данным интернет-портала «Вести.Ru», продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 г. выросли на 11%. По сведениям инвестиционной компании «Финам», продажи ОАО «СОЛЛЕРС» (бренды UAZ, Ssang Yong и Isuzu) по итогам 2012 г. превысили результат 2011 г. на 14,5% и составили 100196 шт. Т. е. в абсолютном значении продажи СОЛЛЕРС увеличились на 12685 автомобилей.

На фоне отсутствия новой многомиллиардной государственной поддержки, растущего рынка и увеличения продаж у прямых конкурентов руководство АВТОВАЗа не нашло ничего лучшего, как перевести предприятие на укороченную рабочую неделю.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ»

- Почему АВТОВАЗ до сих пор не получил кредит от ВЭБа в размере 60 млрд р. ? Когда он будет предоставлен и будет ли предоставлен вообще ?

- Взаимовыгодное сотрудничество АВТОВАЗа и ВЭБа развивается в соответствии с достигнутыми соглашениями.