Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (456) | 8 апреля 2013г.
 

Виктор Попов:

Усиление общественного контроля сделает ЖКХ более прозрачным

Сейдамет Абреков

27 марта Тольятти с рабочим визитом посетил министр энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергей КРАЙНЕВ. Он провел совещание с руководителями управляющих компаний (УК), ресурсоснабжающих организаций и муниципальных образований. В ходе совещания, в частности, было заявлено о необходимости сдерживать необоснованный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Кроме того, министр заявил о том, что к 1 июля 2013 г. общедомовые приборы учета должны быть установлены не менее чем в 75% многоквартирных домах (МКД). О своем видении того, каким образом будут исполняться задачи, обозначенные Сергеем Крайневым, в интервью «Хронографу» рассказал директор крупнейшей в городе Тольятти УК ООО «Департамент ЖКХ» (ДЖКХ) Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, визит министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергея Крайнева в Тольятти можно назвать этапом практической реализации идей, высказанных в посланиях президента России Владимира Путина и губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. Что из сказанного Сергеем Крайневым касается ДЖКХ и каким образом компания будет реализовывать задачи, обозначенные министром?

- Прежде чем ответить детально на этот вопрос, я хочу обратить внимание на сам факт приезда Сергея Крайнева в Тольятти. Визит показал — губернские власти последовательны. Вслед за программными заявлениями, сделанными губернатором Николаем Меркушкиным, профильные министры включились в работу и начали прорабатывать конкретные механизмы реализации идей, которые были заложены в послании губернатора к жителям нашего региона. Напомню, был даже разработан комплексный план мероприятий Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. по реализации послания президента России и губернатора Самарской обл.

Поэтому Сергей Крайнев сконцентрировал внимание собравшихся на совещании на тарифах ЖКУ. Вряд ли могло быть иначе, поскольку именно цена на эти услуги больше всего волнует простых граждан. Речь шла о том, что не должны необоснованно завышать плату за тепло, воду, электроэнергию и т. д. Хочу напомнить, что ужесточение контроля за деятельностью организаций, оказывающих ЖКУ населению, является важным направлением комплексного плана. Как сообщил Сергей Крайнев, будет создана система общественного контроля за деятельностью УК, причем под кураторством Государственной жилищной инспекции Самарской обл., но с участием советов МКД, представителей областной Общественной палаты, органов муниципального жилищного контроля. Сроки реализации — до 1 июля 2013 г.

Очевидно, что усиление общественного контроля сделает ЖКХ более прозрачным и понятным населению. Общественный контроль должен мотивировать граждан активнее участвовать в процессе управления жилыми домами. Это должно привести к росту общей грамотности населения в сфере жилищного законодательства. Как следствие, УК должны получить реального партнера со стороны населения. Сегодня в ДЖКХ выстроена активная работа с председателями советов домов на обслуживании. Фонд ДЖКХ достаточно серьезный, поэтому нам так важно в массовом порядке выстраивать работу с жителями. О том, насколько хорошо нам удается взаимодействовать с гражданами, говорит хотя бы тот факт, что в начале этого года по ряду объектов истекли сроки действия договоров на управление. Кампания по пролонгации этих договоров сегодня в завершающей стадии, т. е. мы продолжили управлять этими объектами. Кроме того, кампания по перезаключению договоров позволила нам подробнейшим образом обсудить и согласовать с жителями перечень работ по текущему и капитальному ремонту. Поэтому необходимо понимать, что реальный эффект в повышении качества управления будет достигнут лишь в том случае, если и общественное участие будет соответствующего уровня.

Что же касается роста стоимости коммунальных ресурсов, то ДЖКХ обслуживает один из самых проблемных в этом плане районов — Комсомольский, где наиболее остро встают вопросы касательно начисления платы за ЖКУ.

Напомню, что именно там самое дорогое тепло и горячая вода в Тольятти. Ранее, согласно требованиям законодательства, мы не могли выставлять населению стоимость тепла на все 100%, хотя при этом закупали тепло у ресурсоснабжающих организаций по полной стоимости. Образовывались т. н. выпадающие доходы, которые до определенного периода компенсировались за счет бюджета. Но в результате изменений законодательства УК вынуждены были выставлять гражданам счета по полной стоимости ресурсов, что вызвало резкое повышение платы. Разумеется, это спровоцировало недовольство граждан. Поэтому на областном уровне было принято решение о том, что часть тарифа на тепло будет скомпенсирована за бюджетный счет.

- Как теперь будет рассчитываться плата за тепло гражданам, проживающим в Комсомольском р-не, и как будет решена проблема перерасчетов по этому району?

- В квитанциях за март будет отражена часть стоимости услуги теплоснабжения, которую будут оплачивать собственники, и часть цены, которую будет оплачивать бюджет.

Соответственно, граждане вновь не будут платить всю стоимость тепла, в отличие от УК, которая будет закупать тепло у поставщика по 100% цене. Кроме того, мы произведем перерасчет за январь и февраль 2013 г. Необходимо понимать, что УК, в отличие от граждан, платит поставщикам по факту отгрузки и по 100% тарифу. Население же — по 1/12, т. е. равными частями в течение всех двенадцати месяцев года. Данные факторы формируют огромный кассовый разрыв и задолженности перед поставщиками.

- Над реализацией каких еще идей, на которые обращает внимание Министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл., ДЖКХ будет работать в ближайшем будущем?

- Мы работаем над полным оприбориванием МКД. Причем эту необходимость Сергей Крайнев связывал в т. ч. с требованиями федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Министр на этот счет прямо заявил: «Одним из основных критериев для получения поддержки является установка приборов учета в 75% МКД к 1 июля 2013 г. и в 100%-к 1 января2014 г.». Под поддержкой Сергей Крайнев имел в виду софинансирование капитального ремонта со стороны федерального и регионального бюджетов.

Не без удовольствия могу заявить, что в этом направлении ДЖКХ есть чем гордиться. В Автозаводском р-не на данный момент на 100% МКД, которые обслуживает наша компания, установлены приборы учета. Сейчас мы сконцентрировались на Центральном и Комсомольском р-нах. До конца года ДЖКХ весь свой фонд оснастит приборами учета. Тут есть еще один положительный момент, т. к. работы по оприбориванию сопровождаются санацией и утеплением подвалов.

Но мы смотрим дальше и говорим: как таковые приборы учета не дают экономию ресурсов, они позволяют лишь точно их учитывать. Поэтому чтобы добиваться экономии энергоресурсов, а эти цели также заложены как в комплексном плане Министерства энергетики и ЖКХ, так и в концепции государственной программы Самарской обл. по развитию ЖКХ, необходимо установить автоматические блоки управления. Автоматика позволяет регулировать подачу тепла в дом в зависимости от температуры наружного воздуха. Можно экономить за счет того, что покупать то количество тепла, которое нужно дому, и не более.

Поскольку есть проблема по привлечению инвесторов для установки автоматических блоков управления, а на средства населения это сделать практически невозможно, необходимы соответствующие программы по финансированию данного направления за счет бюджетов.

В том же Комсомольском р-не, где, несмотря на сниженный для граждан тариф на тепло, он остается по-прежнему самым высоким в городе, без автоматики вообще нельзя обойтись. Только такая мера позволит реально снизить плату граждан. В перспективе установка автоматики позволит отказаться от субсидирования части платы граждан за тепло. Но работа по установке приборов учета и автоматики — это далеко не все, над чем мы сейчас работаем.

- Есть иные направления?

- Да. Скажу о том, что сегодня министерством активно прорабатываются вопросы по реализации программ «Замена отработавших назначенный срок службы пассажирских лифтов в МКД» и «Развитие системы управления МКД». Это очень важные направления. Безусловно, УК стараются решать их самостоятельно, но это далеко не те объемы, которые требуются. Так, что касается лифтового хозяйства, то в данный момент мы проводим замену светильников, установленных в лифтах и в шахтах лифтов, на светодиодные, что позволит добиться значительной экономии электроэнергии. Просчитываются и иные виды работ по ремонту лифтов, которые будут согласовываться с жильцами МКД. Но наиболее важные работы, а именно замена морально и технически устаревших лифтов, все же будет производиться по вышеназванной программе.

По поводу системы управления МКД могу отметить, что ДЖКХ уже завершил диспетчеризацию своего жилого фонда в Автозаводском р-не на основе программного продукта «Умный дом». Система продолжительное время тестировалась на нескольких домах, зарекомендовала себя за это время с лучшей стороны. Поэтому еще в прошлом году мы все свои дома на территории Автозаводского р-на подключили к системе «Умный дом», а 2013 г. подключим дома на территории других районов. Диспетчеризация — это качественный скачок в управлении жилым фондом. Вот только некоторые положительные моменты. Диспетчеризация позволила специалистам нашей УК в режиме онлайн контролировать ситуацию по тепло-, водо-, электроснабжению. У нас есть возможность оперативно устранять все возникающие проблемы еще до появления заявок и недовольства со стороны жителей. Кроме того, система корректирует и выравнивает давление в сетях, что опять-таки влияет на качество ЖКУ. Поскольку посредством диспетчеризации все данные по потреблению ресурсов МКД автоматически оказываются в сети Интернет и становятся публичными, то это повышает прозрачность управления жилфондом.

Сегодня министерство предлагает сформировать единую унифицированную систему управления жилфондом. И это качественный шаг в развитии управления МКД. Отмечу, что запатентованная ДЖКХ система «Умный дом» достаточно универсальна и требует минимальных доработок, в случае если они потребуются для достижения унификации.

- В целом как можно оценить взаимоотношения УК и областного министерства, которые сложились за последнее время?

- Как очень конструктивные. Сегодня сформировался открытый диалог между Министерством энергетики и ЖКХ, энергопоставщиками и УК. Такой диалог должен позволить модернизировать всю систему управления жилфондом, повысить ее качество и прозрачность. Поскольку в нашей отрасли есть и тупиковые проблемы, дестабилизирующие работу всех участников отрасли, например, такие как неплательщики, по которым уже есть решения суда о невозможности взыскания и пр. Думаю, должно пройти весьма немного времени, и практически каждый сможет на себе почувствовать, каких перемен удалось достичь в нашей не самой простой отрасли.