Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (451) | 4 марта 2013г.
 

Точка зрения

Коллектив АТП-3 рассказал, каким он видит свое предприятие

Илья Ширтанов

На прошлой неделе в массовом порядке была растиражирована информация о нападении на лидера ячейки Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Николая БЕЗРУКОВА. До этого момента вице-президент МПРА Петр ЗОЛОТАРЕВ уже успел заявить об увольнении Безрукова из МП «ТП АТП №3» по якобы надуманным причинам. То, что сообщили корреспонденту «Хронографа» коллеги Безрукова, дает полное представление, для каких целей мог появиться в АТП-3 МПРА и каковы последствия действий этого профсоюза.

Рабочая версия

Официальная позиция МПРА звучит следующим образом: «Николай Безруков, председатель профсоюза тольяттинского ПАТП №3, был уволен 20 февраля «за систематическое нарушение трудовых обязанностей». Утром того же дня один из приближенных к администрации водителей набросился на Безрукова и начал его душить. В МПРА считают, что как увольнение, так и провокация связаны с системой хищений, сломать которую пытается профсоюз».

Чтобы получить верное представление о ситуации, корреспондент «Хронографа» встретился с коллегами Безрукова по работе в АТП-3. Свое мнение по поводу деятельности МПРА в АТП-3 высказали водители и кондукторы, которым также приходилось взаимодействовать с Безруковым. Причем некоторые из собеседников до определенного момента являлись заместителями лидера ячейки МПРА, но предпочли покинуть независимый профсоюз.

Водитель АТП-3 Александр Гардин, который проработал на предприятии 23 года, рассказал, что за два года присутствия МПРА в их организации независимый профсоюз так и не проявил себя. «Бездействующий профсоюз. Зачем он нам нужен? Люди, хотя их было там человек 20-30, сами стали выходить оттуда. Я также написал заявление о выходе», — сообщил Александр Гардин. Водители отметили, что присутствие МПРА в АТП-3 стало заметным в 2013 г. Произошло это благодаря историям, о которых поспешил сообщить МПРА Петр Золотарев лично. Между тем бывший заместитель Николая Безрукова в ячейке МПРА Александр Гардин отметил, что Золотарев ни разу не появился в АТП-3. По всей видимости, вице-президент МПРА предпочитал дистанционно наблюдать за профсоюзной ячейкой, вероятно, получая необходимые сведения от доверенных лиц.

Многолетние традиции

Особое внимание стоит уделить рассказу работников АТП-3 о своем предприятии. Более 1500 человек трудоустроено в этом МП. К примеру, водитель Геннадий Попов сообщил, что на работу в АТП-3 перешел из МП «ТП АТП №1».

Трудовой коллектив АТП-3 сумел сам разобраться в истинном предназначении засланного к ним МПРА
Трудовой коллектив АТП-3 сумел сам разобраться в истинном предназначении засланного к ним МПРА

«На сегодняшний день около 250 человек, пришедших в АТП-3 из ликвидированных предприятий, продолжают здесь работать», — проинформировал Геннадий Попов. Общий стаж работы Геннадия Попова в сфере пассажирских перевозок исчисляется с 1975 г. По его словам, большая часть нынешнего коллектива АТП-3 имеет стаж работы более десяти лет.

Председатель официального профсоюза предприятия Андрей Крючков рассказал о том, что водители АТП-3 неоднократно занимали призовые места в соревнованиях различного уровня. Сам Крючков до своей профсоюзной карьеры работал водителем. «Начиная с 2000 г., наши водители постоянно становились победителями городских и областных конкурсов профессионального мастерства. Если нужен конкретный пример, то в прошлом году мы заняли второе место на Всероссийских соревнованиях профмастерства среди водителей автобусов. Финал этого конкурса состоялся в Красноярске. Соответственно, чтобы выйти на всероссийский конкурс, нам предстояло сначала победить в городских, а потом в областных соревнованиях, чего мы и добились», — вспоминает Андрей Крючков.

На АТП-3 есть и свои трудовые династии. Председатель профкома АТП-3 отметил: «Уже не одно поколение Махановых работает на предприятии, есть и другие». И это несмотря на довольно специфические условия труда. Рабочий день у водителей и кондукторов начинается в то время, когда город еще только начинает просыпаться. Последние автобусы возвращаются с рейса после окончания работы вечерних смен городских предприятий. Водители ежедневно проходят медицинский контроль, что вносит некоторые корректировки в виде ряда ограничений для сотрудников АТП-3. В связи с этим можно говорить, что за время существования АТП-3 на его базе сформировался особый класс трудящихся -своеобразная рабочая элита.

Все указанные аспекты могут лишь подтвердить, что на АТП-3 работает сплоченный годами коллектив со своими устоями и традициями. Тем не менее начало 2013 г. для АТП-3 ознаменовалось событиями, которые сами водители оценили как «дезорганизация». Как сказал Александр Гардин: «Активность проявилась после увольнения лидера ячейки». Речь как раз идет о Николае Безрукове.

При этом прямые конфликты Безрукова с трудовым коллективом стали возникать довольно часто, хотя в МПРА акцентируют внимание на разногласиях между лидером ячейки и руководством АТП-3.

Выгодополучатели

Хотя предпосылки для увольнения Безрукова, скорее всего, назревали уже давно, как выразились работники АТП-3, последней каплей стал очередной инцидент с его участием. Со слов кондуктора Анны Матвиенко, конфликт произошел во время рабочего дня между контролерами АТП-3 и водителем. Позже в историю были втянуты и пассажиры, находившиеся в тот момент в автобусе. Как рассказала Матвиенко, Безруков в резкой форме предложил всем освободить салон автобуса, после чего убыл, отклонившись от маршрута, который выполнял в тот момент.

К слову сказать, Анна Матвиенко тоже успела побывать в рядах МПРА, так же как и водитель Сергей Овчинников. Сейчас Сергей Овчинников говорит о коллегах следующее: «Никто никого не принуждал, все приняли самостоятельное решение о выходе из этого профсоюза».

Это и неудивительно. Сейчас инциденту АТП-3 с МПРА пытаются придать политический окрас, хотя вряд ли это так. Но даже и в этом случае не следует считать коллектив АТП-3 политически безграмотным. Стоит напомнить, что именно с подачи АТП-3 Николай Уткин дважды становился мэром Тольятти. «Я лично сам отвозил документы на регистрацию», — подтвердил Андрей Крючков.

И если некоторые политические силы действительно пытаются наращивать свою популярность при помощи профсоюзов, то возникает вопрос: какой ценой будет достигнута эта цель. В подтверждение этого могут служить слова Андрея Крючкова: «С их стороны никаких инициатив по взаимодействию с профсоюзом предприятия не было». Т. е. можно предположить, что изначально никто из МПРА не планировал вести какой-либо реальной профсоюзной деятельности на АТП-3. А то, что в преддверии выборов в Думу г. о. Тольятти стали происходить громкие происшествия с участием членов МПРА, может играть на руку тем, кто надеется на получение политических дивидендов. При этом сами члены трудового коллектива считают, что Петру Золотареву следовало быть более разборчивым при выборе лидеров подведомственных ему ячеек. Следует учесть, что весь негатив от этих событий может лечь на плечи трудового коллектива. Вполне осознают это и водители АТП-3, получившие наглядный пример того, чем занимаются Золотарев и его «ставленники».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.