Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (451) | 4 марта 2013г.
 

В одной лодке

В ТГД уверены в консолидации в деле утверждения изменений в устав Тольятти

Егор Кошеров

В Тольятти продолжает усугубляться ситуация с принятием изменений в устав городского округа. Официально работа в этом направлении была начата Думой г. о. Тольятти (ТГД) еще в начале февраля 2012 г. При нормальном, конструктивном подходе всех сторон, принимающих участие в работе над принятием обновленного устава, на всю процедуру могло бы уйти около трех месяцев. Однако с подачи юристов мэрии процесс затянулся более чем на год.

Год работы

Уже более года Тольятти вынужден функционировать с уставом, который по ряду позиций устарел с юридической точки зрения, а по некоторым параметрам может нелучшим образом отразиться на итогах предстоящих выборов в ТГД. «Подвисает вопрос о выборах. Непонятно, как будут проходить выборы в сентябре, в соответствии с новым или старым уставом? Пороги прохождения партий должны соответствовать требованиям федерального закона. Если мы будем руководствоваться текстом старого устава, мы будем нарушать федеральный закон», — отметил заместитель председателя ТГД Михаил Носорев.

В действующей редакции устава в ст. 24 говорится: «К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании». Опыт предыдущих выборов в ТГД показал, что эта норма существенно ограничивает возможности малых политических партий и объединений. В связи с этим было решено снизить проходной барьер до 5% и закрепить это в уставе г. о. Тольятти. Но определенного рода проволочки со стороны мэрии Тольятти создают серьезную угрозу не успеть это сделать до даты назначения сентябрьских выборов.

«В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений...» — говорится в ст. 35 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». ТГД всецело погружена в эту работу. С февраля 2012 г. ТГД провела серию заседаний рабочих групп, по неоднократно обновленному проекту устава было организовано несколько публичных слушаний, документ много раз выносился для принятия на пленарные заседания ТГД, однако не получал необходимого количества голосов во многом из-за фракции «Декабрь», по непонятным причинам воздерживающейся от голосования по данному вопросу. Или может, понятным, если учесть позицию мэрии. Кроме того, неоднократно свои замечания и возражения по внесению изменений в устав Тольятти делали юристы мэрии, это опять же откладывало принятие документа и заставляло ТГД обращаться в управление Минюста РФ по Самарской обл. за разъяснениями. «Этот документ (проект изменений в устав. – Прим. авт.) получил заключение Минюста. Мы специально направляли документ в Минюст, чтобы на 100% быть уверенными в законности этого документа.

Депутаты ТГД работают над уставом города в соответствии с законодательством
Депутаты ТГД работают над уставом города в соответствии с законодательством

Это серьезный результат — положительное заключение Минюста», — прокомментировал председатель ТГД Александр Денисов.

Споры за голоса

Законодательство накладывает определенные количественные ограничения на процесс утверждения думой изменений в устав. «Правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа», — гласит ст. 44 ФЗ №131. В ТГД это можно сделать при одобрительном голосовании 24 депутатов. Основная ответственность за принятие важных для города вопросов в ТГД всегда лежала на фракции партии «Единая Россия» (ЕР). Ранее ЕР контролировала в ТГД абсолютное количество голосов, необходимое для принятия любых решений. Однако после того, как по итогам выборов в СГД и мэрию Тольятти состав ТГД покинули сразу три члена фракции ЕР, вторая по численности фракция в ТГД «Декабрь» получила возможность блокировать наиболее важные вопросы. Возможно, эта фракция, будучи оппозиционной по отношению к ЕР, пытается таким образом привлечь к себе внимание в канун предстоящих выборов. Однако наиболее конструктивные силы в ТГД все же сумели найти способ сохранения стабильности. Как показала практика, сегодня почти все малые фракции и ЕР научились вести между собой конструктивный диалог, объединять усилия для достижения важных для городского сообщества решений. Благодаря их слаженной работе было решено усовершенствовать систему голосования на пленарных заседаниях. В начале 2013 г. был утвержден новый регламент ТГД, позволяющий отсутствующим по уважительной причине депутатам голосовать предварительно. Что вполне логично, т. к. все депутаты сегодня являются членами той или иной фракции и голосуют в согласии со своей фракцией.

На этом фоне вызывает удивление, что в мэрии нашлись противники работы ТГД в рамках нового регламента. Однако ст. 24 Устава г. о. Тольятти в действующей редакции дает на этот счет однозначный ответ: «Дума принимает регламент, регулирующий вопросы ее организации и деятельности, а также порядок принятия решений». Причем ст. 30 четко указывает, кому решать, как голосовать: «Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний думы, а также формы работы думы устанавливаются регламентом».

В итоге 13 февраля на заседании ТГД депутатам удалось набрать 24 голоса в поддержку предложенных изменений в устав. Далее он был направлен в мэрию на подпись. Однако 26 февраля мэрией был направлен в адрес председателя ТГД отказ. Одним из аргументов стала ссылка на то, что среди проголосовавших за проект изменений в устав три депутата сделали это предварительно.

Хотя, в соответствии с новым регламентом, они имели на это право. «Поправки будут внесены рано или поздно. Если есть что-то незаконное, пусть об этом скажут, пока я ничего не видел. Если есть такие принципиальные разногласия, надо эту коллизию в суде защищать», — прокомментировал ситуацию депутат ТГД Александр Довгомеля.

«Перетягивание» КСП

Другим препоной со стороны мэрии, существенно отложившим срок принятия устава, стало несогласие с думой по поводу статуса КСП. ТГД предложила наделить КСП организационной и функциональной независимостью, но без создания на ее базе дополнительного юридического лица.

Правота ТГД в этом вопросе основана на норме ст. 3 ФЗ №6 «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». П. 8 этой статьи говорит, что контрольно-счетный орган муниципалитета может обладать правами юридического лица, но не обязан быть таковым. Также в ст. 3 ФЗ №6 говорится: «Контрольно-счетный орган муниципального образования... образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования». В свою очередь, Бюджетный кодекс (ст. 153) гласит, что правом формирования и определения правового статуса контрольного органа наделен представительный орган. Т. е. городская дума. Следовательно, попытка мэрии давить в этом вопросе на ТГД выглядит необоснованно. Еще в январе 2013 г. для придания легитимности действиям КСП мэрия настаивала на необходимости внесения поправок в устав.

Наряду с возникающими препонами в утверждении устава 30 января со стороны мэрии была направлена жалоба в адрес прокурора Самарской обл. Мурата Кабалоева, в которой излагалась просьба принять меры прокурорского реагирования по приведению устава Тольятти в соответствие с действующим законодательством.

Подобное положение вещей начинает напоминать то, от чего губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин пытался предостеречь на недавней встрече с общественностью Тольятти: «Или мы будем качать лодку и усилия направлять на раскачивание, или будем грести вперед. Если все или по крайней мере большинство будут грести вперед, проблемы решим. Нет — нас ждет печальное будущее». Механизмы раскачивания лодки и последствия этого хорошо известны юристам мэрии. Во всеуслышание заявляя о необходимости скорейшего принятия устава, направляя в прокуратуру области жалобу с просьбой принять меры по скорейшему принятию устава и, наконец, после всего этого накладывая вето на уже принятый думой документ, мэрия удивляет нелогичностью и непоследовательностью своих действий.