Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (436) | 29 октября 2012г.
 

«Самогонщики» в законе

Антиалкогольная инициатива депутатов из Кошкинского района не получила поддержки

ИА «Центр-Инфо»

Осеннюю сессию комитет Самарской губернской думы (СГД) по промышленности, связи и торговле начал с отказа поддержать законодательную инициативу об увеличении размера административных штрафов в отношении лиц, реализующих спиртные напитки. Эта инициатива была изложена в проекте регионального закона «О внесении изменений в закон Самарской обл. «Об административных правонарушениях на территории Самарской обл.». С инициативой поднять санкции в отношении нарушителей выступило собрание представителей Кошкинского р-на, где процветает продажа алкоголя из частных домовладений. Отказ развить эту инициативу укладывается в тенденцию по выхолащиванию требований федеральных законов на региональном уровне силами лоббистов алкогольного рынка.

В своем обращении члены собрания представителей Кошкинского р-на ссылались на основательно урезанный закон Самарской обл. №3-ГД от 31 января 2011 г. «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.». Напомним, что данный закон устанавливает запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 22 до 10 часов. По информации депутатов Кошкинского р-на, запрет на продажу в вечернее и ночное время привел к развитию теневого рынка. Его участники занялись изготовлением и хранением спиртных напитков с целью продажи из частных домовладений. В отношении подобных дельцов закон I Самарской обл. №115-I ГД от 1 ноября 2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской обл.» (ГД-115) бессилен, т. к. не предусматривает привлечения к ответственности граждан, торгующих алкоголем «на дому». Ст. 14.1, применяемая к нарушителям по сегодняшний день, устанавливает ответственность лишь за «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица».

Но даже санкция по этой статье выглядит слабоватой — административный штраф в размере от 500 до 2 тыс. р. Разумеется, она не представляет реальной угрозы для лиц, порой реализующих спиртные напитки прямо на крыльце домовладения.

Депутаты Кошкинского р-на предложили ужесточить ответственность по ст. 2.3 «Изготовление и (или) хранение с целью продажи, продажа спиртных напитков домашней выработки» и ст. 2.4 «Изготовление и (или) хранение с целью продажи, продажа вина домашней выработки», изложенные в ГД-115. Административный штраф по ст. 2.3 просили поместить в пределы 10-15 тыс. р. вместо действующих 1-2,5 тыс. р. Санкции по ст. 2.4 с 300-500 р. также просили увеличить минимум до 10 тыс. р.

Кроме того, закон ГД-115 предлагалось дополнить ст. 2.4.1 следующего содержания: «Реализация спиртных напитков гражданами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 тыс. р. Повторное совершение административного правонарушения по основанию, предусмотренному в п. 1 данной статьи, влечет конфискацию имущества граждан на сумму 50 тыс. р.».

В итоге предложения кошкинских депутатов, обеспокоенных ростом темпов алкоголизации населения в сельских районах, были отклонены еще на стадии их рассмотрения на комитете СГД по промышленности, связи и торговле, возглавляет который Олег Борисов. Основанием для отклонения послужило заключение правового управления СГД.

В числе формальных причин отказа можно назвать, к примеру, такие как несоответствие требований по величине штрафа в законодательной инициативе размеру штрафа для граждан, установленному КоАП РФ (не более 5 тыс. р.). В то же время юристы СГД истолковали некоторые предложения кошкинских депутатов по-своему. Обращает на себя внимание следующий вывод:

«Административная ответственность за продажу спиртных напитков (приобретенных в организациях торговли или у индивидуальных предпринимателей. – Прим. авт.) без государственной регистрации, а также без лицензии, уже установлена в КоАП РФ, относится к компетенции РФ и не может регулироваться на уровне субъекта РФ. В случае же если в качестве состава ст. 2.4.1 закона в редакции законопроекта подразумевалась реализация гражданами спиртных напитков домашней выработки, следует обратить внимание, что такой состав административного правонарушения не является самостоятельным, поскольку правонарушение в виде реализации спиртных напитков гражданами охватывается диспозицией ст. 2.3 закона».

По сути, лоббистам алкогольного рынка в очередной раз удалось протянуть время и продлить комфортные условия отгрузки спиртных напитков в частные домовладения с целью дальнейшей торговли ими с этих точек в вечернее и ночное время. Пока законопроект, предложенный депутатами Кошкинского р-на, будет доработан и принят СГД, продажа алкоголя «с крыльца» способна будет успеть приспособиться к новым условиям. Самое удивительное в том, что эффективные меры по регулированию и контролю оборота алкогольной продукции систематически исчезают из регионального законодательства под предлогом приведения законов в соответствие федеральным. На деле в регионе наблюдается выхолащивание ужесточающихся требований федеральных законов (см. «Хронограф» №23 (422) от 25.06.12).