Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (436) | 29 октября 2012г.
 

По старой схеме

Галайде придется поработать на Ростехнологии

ИА «Центр-Инфо»

16 октября Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приняла решение зарегистрировать дополнительный выпуск обыкновенных акций ОАО «Завод автомобильных компонентов» (ЗАК) общей стоимостью порядка 607 млн р. Все идет к тому, что акциями дополнительного выпуска ЗАК погасит задолженность перед ОАО «АВТОВАЗ», которое и так на 100% владеет ЗАКом. Также стоит ожидать, что номинально подорожавшее ОАО «ЗАК» будет продано АВТОВАЗом в пользу ГК «Ростехноло-гии» в зачет долга. Таким образом реализуется схема передачи государству акций разного рода компаний в обмен на живые 75 млрд р.

Выпуск дополнительных акций ОАО «ЗАК» позволяет модераторам этого процесса решить как минимум две задачи. Например, рассчитаться по долгам с ОАО «АВТОВАЗ». В 2011 г. ОАО «ЗАК» получило от ОАО «АВТОВАЗ» заемные средства в размере более 462 млн р. Но тут возникает вопрос: зачем АВТОВАЗу, скорее всего, ничем не обеспеченные акции компании, которая и так на 100% контролируется АВТОВАЗом?

Что касается второй задачи, то таковой могла быть необходимость увеличить номинальную стоимость ОАО «ЗАК». Вполне вероятно, что после увеличения акционерного капитала дочернее предприятие АВТОВАЗа — ЗАК, генеральным директором которого сегодня является Андрей Галайда (на фото), — перейдет в собственность ГК «Ростехнологии». АВТОВАЗ уже давно пользуется подобной практикой расчетов собственными акциями со своим акционером — ГК «Ростехнологии». Акции АВТОВАЗа, а также акции дочерних компаний передаются в зачет долга перед Ростехнологиями в объеме 75 млрд р.

Примечательно, что накануне допэмиссии генеральный директор ОАО «ЗАК» Андрей Галайда был уволен с должности генерального директора ОАО «АвтоВАЗтранс» (ABT). Незадолго до этого события Ростехнологии приобрели у АВТОВАЗа 100% акций АВТ. Причем Галайда говорил, что увольняется именно потому, что не хочет работать с Ростехнологиями. В случае с ЗАК ему, вероятно, пока придется поработать на госкорпорацию, тем более что процесс выпуска допэмиссии вряд ли может идти без Галайды.

ЗАК вряд ли может подпадать под определение производителя автокомпонентов. В годовом отчете ЗАК за 2011 г. говорится, что компания осуществляла финансово-хозяйственную деятельность в сфере общестроительных работ, сдавала в аренду производственные и офисные площади. Кроме того, общество проводило реконструкцию и модернизацию незавершенного строительства. Именно для этого и были привлечены заемные средства, предоставленные АВТОВАЗом.

АВТОВАЗ стал владельцем ЗАКа весной 2010 г. До этого 100% акций ОАО «ЗАК» принадлежало ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (ВИС). В 2008 г. ВИС успел вывести с ЗАКа штамповочное производство, и доход предприятия формировался за счет договора с ОАО «АВТОВАЗ» о поставке тары. В то время ВИС еще контролировался Группой «СОК». Однако в середине 2008 г. некоторые специалисты выдвигали версии о возможной продаже ВИСа. Все решилось в июле 2010 г., когда СОК объявил о завершении сделки по продаже доли в ЗАО «BA3TPACT». Последняя контролировала ЗАО «Мотор-Супер», ОАО «ОСВАР», ОАО «Завод АВТОСВЕТ», ООО «Комплект-ЛТД» и ЗАО «ВолгаПромМаркет».

Примечательно, что вскоре после того, как ЗАК перешел от СОКа к АВТОВАЗу, а именно 8 июля 2011 г., ЗАО «OTTO БОКК Мобилити» открыло в Тольятти на территории ОАО «ЗАК» производство инвалидных колясок. Что касается взаимоотношений ЗАО «OTTO БОКК Мобилити» и ОАО «АВТОВАЗ», то, по словам исполнительного вице-президента по финансам и корпоративному развитию ОАО «АВТОВАЗ» Олега Лобанова, компания предоставила площади ЗАКа в пользу «OTTO БОКК».

Причем, как выразился Лобанов, по «очень гуманной арендной плате». В аренду сданы около 1,8 тыс. кв. м производственных площадей и около 400 кв. м офисных площадей. Именно на модернизацию этих площадей ЗАК, судя по всему, и потратил средства, которые занял у АВТОВАЗа.

Подготовка силами АВТОВАЗа производственных площадей, сейчас используемых ЗАО «OTTO БОКК Мобилити», прошла благодаря получению АВТОВАЗом и его дочерними предприятиями — ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр» — средств из государственного бюджета. Т. е. отремонтированные за государственные деньги помещения частное предприятие — ЗАК — сдает другому частному предприятию -ЗАО «OTTO БОКК Мобилити» — в аренду. Экономическая целесообразность подобного рода вложений со стороны ЗАКа (современный ремонт помещения, сдача его в аренду по «гуманной» арендной плате, предоставление квалифицированного персонала, который мог быть востребован на АВТОВАЗе) как минимум была сомнительна.

Государственные средства были направлены в т. ч. на трудоустройство лиц, высвобожденных с АВТОВАЗа. ЗАО «OTTO БОКК Мобилити» стало получателем денег в качестве компенсаций за создание новых рабочих мест. Таких средств ЗАО «OTTO БОКК Мобилити» получило около 3 млн р. О подобной поддержке и таком отношении к себе российские производители, причем не только инвалидных колясок, могут только мечтать.

Учитывая то, какой рынок сбыта гарантирован «OTTO БОКК» на ближайшее время, бонусы в виде ремонта могут стать лишь приятным дополнением. Переход же ЗАКа в собственность Ростехнологии может быть лишь логическим завершением этих событий. В этом случае становится очевидной перспектива Андрея Галайды. Скорее всего, он покинет свой пост в ЗАКе, также как и в ABT, но уже после продажи ЗАКа в пользу Ростехнологии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.