Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (433) | 8 октября 2012г.
 

Цейтлин потянулся в Жигулевск

Находящемуся в розыске бизнесмену приписывают инициативу недружественного поглощения ЭТМ

ИА «Центр-Инфо»

1 октября появилась информация об обжаловании ООО «Финанс-Эксперт» определения Арбитражного суда Самарской обл., которым Алексей РУПЧЕВ был утвержден конкурсным управляющим ОАО «Энерготехмаш» (ЭТМ). Рупчев должен был стать гарантом интересов ЗАО «Уран». Это также могло помочь лицам, осуществляющим недружественное поглощение производственных активов ОАО «ЭТМ». Ряд нюансов арбитражного дела о несостоятельности ЭТМ позволяет сделать вывод о том, что выгоду от недружественного поглощения активов ЭТМ должен получить бизнес братьев Александра и Олега ЦЕЙТЛИНЫХ. Они являются бенефициарами предприятий, которые можно условно назвать группой «Цветметсервис». Александр Цейтлин находится в федеральном и, по неофициальным данным, в международном розыске.

Балашова и компания

Предприниматели Александр и Олег Цейтлины известны как бенефициары группы «Цветметсервис», специализирующейся на оптовой торговле металлами, металлическими рудами, отходами и ломом, производстве полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Так, по данным ЕГРЮЛ, учредителями ЗАО «Цветметсервис» являются два физических лица — Олег Цейтлин и Елена Цейтлина, а также две иностранных компании — T.B.S. ENTERPRISES LIMITED PARTNERSHIP (Соединенное Королевство) и TBS ENTERPRISES LIMITED (Республика Кипр). Этому кипрскому офшору также принадлежит пакет из 4,9% акций ОАО «Первобанк», ранее принадлежавших братьям Цейтлиным. TBS ENTERPRISES LIMITED также владеет 17,32% акций ОАО «Фольгопрокатный завод» (г. Санкт-Петербург). Еще 29,99% этих акций находятся у ЗАО «Цветметсервис». Еще 17,33% акций этой компании принадлежит ООО «Русские алюминиевые диски», учредителем которого, в свою очередь, сначала было ЗАО «Цветметсервис», а в настоящий момент ООО ТД «Цветмет».

Данные ЕГРЮЛ на ООО ТД «Цветмет», на первый взгляд, не очень примечательны — директором компании является Михаил Платонов, а единственным учредителем — Балашова Элеонора Георгиевна. Любопытно, что женщина с такой фамилией, именем и отчеством является представителем по доверенности ЗАО «Уран» в деле о несостоятельности ОАО «ЭТМ». Следует отметить пунктуальность, с которой бизнесвумен Элеонора Балашова посещает судебные заседания по делу о банкротстве ЗАО «ЭТМ». Совокупность таких данных позволяет выдвинуть версию о том, что истинными интересантами недружественного поглощения активов жигулевского ОАО «ЭТМ» выступают бизнес-структуры, завязанные на алюминиевый бизнес братьев Цейтлиных.

О роли ЗАО «Уран» в процессе банкротства ОАО «ЭТМ» следует напомнить отдельно.

Трудовой коллектив предприятия уже давно дал оценку действиям самого «Урана» и его директора Павла Мануйлова. Трудовой коллектив ЭТМ неоднократно в своих письмах и обращениях к государственным органам указывал на ЗАО «Уран» как на компанию, «координирующую и фактически осуществляющую рейдерский захват производственных активов ОАО «ЭТМ» в Самарской обл. Определенные основания для таких заявлений у работников ЭТМ, по их заверениям, имеются.

Странное условие

26 июля 2011 г. между ОАО «Банк Зенит» (кредитор ОАО «ЭТМ». –Прим. авт.) и ЗАО «Уран» был заключен договор цессии №1-У. В соответствии с условиями этого договора ЗАО «Уран» выкупило у ОАО «Банк Зенит» права требования к ОАО «ЭТМ» на 359,1 млн р. за 215,4 млн р., т. е. с дисконтом в 41%. При этом условия договора подразумевали, что единовременно, до 27 июля 2011 г., ОАО «Банк Зенит» могло получить только 5 млн р. Выплата оставшейся суммы была поставлена в зависимость от принятия Арбитражным судом Самарской обл. судебного акта об утверждении арбитражным управляющим члена НП «Сибирская гильдия антикризисных управляющих». Это условие договора было исполнено только в сентябре 2012 г. в связи с утверждением в качестве конкурсного управляющего ОАО «ЭТМ» Алексея Рупчева. Однако данные о том, что ЗАО «Уран» в полном объеме выполнило свои финансовые обязательства по договору цессии с ОАО «Банк Зенит», пока не раскрываются. На момент подготовки материала управляющий Самарским филиалом ОАО «Банк Зенит» Сергей Алаев такие нюансы своих взаимоотношений с «Ураном» никак не прокомментировал. Хотя позиция банка, как, впрочем, и его возможная выгода от подобного рода сделки, способна вызвать вопросы.

ЗАО «Уран» было создано 13 апреля 2011 г., т. е за две недели до того, как компания (на тот момент еще ООО «Уран». – Прим. авт.) заключила свой первый договор цессии с ОАО «МДМ Банк», с объемом собственных обязательств 50 млн р. Эти средства были получены ОАО «МДМ Банк» единовременным платежом 28 апреля 2012 г. Уставный капитал ООО «Уран» на тот момент составлял всего лишь 10 тыс. р.

Через три месяца «Уран» заключил еще одну многомиллионную сделку с ОАО «Банк Зенит», но уже на 5 млн р. единовременно и с отсрочкой платежа в 210,4 млн р. Таким образом, уже на старте своего создания «Уран» должен был потратить как минимум 55 млн р только на то, чтобы войти в процесс как кредитор ОАО «ЭТМ».

Разменный пакет «Первобанка»

По неофициальным данным, средства на совершение этих сделок могли быть позаимствованы у ОАО «Банк Зенит» под залог акций ОАО «Первобанк», принадлежащих кипрскому офшору TBS INTERPRISES LIMITED.

На жизнеспособность такой версии указывает соотносимость цены пакета кипрского офшора (63,7 млн р. в уставном капитале ОАО «Первобанк») с объемом сделок, заключенных ЗАО «Уран» в 2011 г. Учитывая объем доверия, который существует между ЗАО «Уран» и бизнесом братьев Цейтлиных, можно с высокой долей вероятности предполагать, что бизнесмены могли бы легко пожертвовать пакетом акций Первобанка номиналом в 63,7 млн р., для того чтобы получить доступ к активам ОАО «ЭТМ» в 1,2 млрд р. Именно во столько оценивается конкурсная масса Энерготехмаша. Тем более что, по неофициальной информации, между основными бенефициарами ОАО «Первобанк» — Леонидом Симановским и Леонидом Михельсоном — и братьями Цейтлиными давно существует глубокое непонимание, перешедшее в серьезную конфронтацию.

Кроме того, 13 сентября 2012 г. в СМИ просочилась информация о том, что 5-процентный пакет братьев Цейтлиных в ОАО «Первобанк» находится в залоге ОАО «Банк Зенит». «Свою долю в Первобанке, записанную на кипрский офшор TBS INTERPRISES LIMITED, Цейтлины, попавшие в передрягу с силовиками, заложили по кредиту в банке «Зенит», — писало «Самарское обозрение» (СО) 13 сентября 2012 г. «Бизнесмены нашли другой способ конвертировать акции в деньги -они, по его версии (версия источника «СО». – Прим. авт.), заложили пакет в обеспечение полученного в банке «Зенит» кредита. Источник не стал называть сумму кредита и сроки его погашения, отметив лишь, что оценен он был «гораздо выше рынка». Официально комментировать судьбу пакета TBS ENTERPRISES LIMITED в Первобанке не стали. Управляющий самарским филиалом банка «Зенит» Сергей Алаев от комментариев отказался, сославшись на то, что находится на отдыхе», — комментирует СО со ссылкой на свои источники в «Первобанке». До настоящего момента эта информация ОАО «Первобанк» никак официально не опровергнута.

Если эта версия верна, то она способна пролить свет на активность управляющего Самарским филиалом ОАО «Банк Зенит» Сергея Алаева в вопросах банкротства ОАО «ЭТМ». Долг ЭТМ перед «Зенитом» в 359,1 млн р. продан с дисконтом в 41%. Скорее всего, из всей обещанной суммы в 215 млн р. «Зенит» к настоящему времени получил только 5 млн р. Ко всему прочему, у «Зенита» в качестве залогового имущества мог появиться 4,9-процентный пакет ОАО «Первобанк». Учитывая возможности и степень влияния основных бенефициаров «Первобанка» — Симановского и Михельсона, такое приобретение более верно было бы назвать крайне проблемным активом. В отличие от Симановского и Михельсона, Алаев является наемным менеджером, степень эффективности которого, скорее всего, оценивается и по способности не создавать лишних проблем своему кредитному учреждению.