Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (412) | 9 апреля 2012г.
 

Навязчиво обслужили

Застраховаться в Сбербанке возможно и не зная об этом

Сейдамет Абреков

Сегодня в ОАО «Сбербанк России», по крайней мере в Тольятти, сложилась ситуация, когда человек может быть вынужден заплатить за некие договоры страхования от несчастных случаев и болезней по программе «Страхование на выплаты» от ООО «Страховая компания (СК) КАРДИФ». И это при том, что он сам не испытывает желания быть застрахованным, когда открывает вклад или получает пластиковую карту. В действиях сотрудников Сбербанка, участвующих в оплате клиентами договоров страхования, усматриваются признаки навязывания услуг.

Ряд клиентов ОАО «Сбербанк России» обратились в редакцию газеты «Хронограф» с жалобой на действия банка. В частности, редакции стало известно, что при обращении в тольяттинский Сбербанк можно заплатить за услуги, которые клиенту не нужны. Управляющим Автозаводским отделением №8213 ОАО «Сбербанк России» является Дмитрий Ромакин.

Клиентам Сбербанка могут, к примеру, предложить оплатить договоры страхования, где страховщиком выступает ООО «СК КАРДИФ». Страховаться, оказывается, нужно тем, кто хочет получить бесплатные карты Momentum, эмитированные Сбербанком.

По условиям договоров страхования срок их действия — четыре месяца. За это в Сбербанке могут взять 400 р. Менеджеры банка, работающие непосредственно в офисах, объясняют это тем, что якобы «изменились условия выдачи карт». Но никто не объясняет, почему клиент должен платить 400 р. за договор страхования, который он даже не подписывал. Т.е. клиента попросту могут вводить в заблуждение под видом выдачи карты, продавая еще и договор страхования.

Очевидно, оплаченный, но не подписанный договор страхования, в случае если наступит страховой случай, скорее всего, даже не будет выполнен страховщиком. Источник, куда пойдут средства, собранные за продажу договоров страхования, и вовсе неизвестен.

Желание продавать договоры страхования тем, кто хочет получить в Сбербанке карту Momentum, совпало с процессом появления в детских садах г. о. Тольятти объявлений следующего содержания:

В этом отделении Сбербанка сумели подумать за клиента
В этом отделении Сбербанка сумели подумать за клиента

«Уважаемые родители! В связи с расторжением договора с ОАО «Сбербанк» с 1 апреля 2012 г. комиссия при перечислении денежных средств за содержание детей в дошкольном учреждении будет составлять 3% от суммы. Предлагаем платить по пластиковым карточкам, комиссия при перечислении денежных средств будет составлять 1% от суммы. При отсутствии банковского вклада или карты сокращение расходов на оплату комиссии банка за перевод денежных средств предлагаем оформить карту Momentum в любом филиале отделения Сбербанка (оформляется бесплатно)» (см. «Хронограф» №12 (411) от 02.04.12).

Что касается ООО «СК КАРДИФ», то она на 100% принадлежит акционерному обществу из Франции «БНП Париба Кардиф». Страховая компания «КАРДИФ» образована 3 июля 2007 г., генеральным директором является Константин Козлов. Судя по всему, выбор Сбербанка в пользу именно этой страховой компании был не случаен. По крайней мере ООО «СК КАРДИФ» упоминается на официальном сайте Сбербанка в подразделе «Компании-партнеры для держателей банковских карт» в разделе «Банковское страхование».

Судя по всему, страхованию владельцев банковских карт в СК «КАРДИФ» уделяется особое внимание. «В сегменте страхования жизни держателей банковских карт КАРДИФ является страховщиком №1 и удерживает долю 21,9% рынка. В сегменте страхования заемщиков потребительских кредитов КАРДИФ занимает второе место, доля компании составляет 13,7% рынка», — сообщает сайт СК «КАРДИФ». Нетрудно догадаться, каким образом формируются такие показатели.

Некоторые клиенты Сбербанка уже обратились с соответствующими заявлениями в общественные движения и надзорные органы, где высказались о том, что в Сбербанке им навязали услугу.

Комментарии

Екатерина МИХАСЕНОК, клиент ОАО «Сбербанк России»

- 24 марта я оформила карту Сбербанк-Maestro Momentum в отделении, расположенном по адресу: Льва Толстого, 23, в г. Тольятти. Для этого сотрудник Сбербанка затребовал мой паспорт и сумму в размере 400 р. Я подписала заявление на получение дебетовой карты Сбербанка России. В графе «дополнительные услуги», точнее «страхование», было указано: нет. Тем не менее, пролистав пакет документов, выданный мне, я узнала о наличии договора страхования владельцев вкладов от несчастных случаев и болезней по программе «Страхование на выплаты». Сторонами договора выступаю я, Михасёнок Екатерина Александровна, и ООО «СК КАРДИФ». Название компании мне неизвестное до этого случая. 400 р — стоимость услуги страхования в течение четырех месяцев. Услуга совершенно ненужная, т. к. назначение карты Momentum — это моментальные переводы. Еще более не нужна услуга страхования при условии, что она навязана.

Александр ГОРДЕЕВ, председатель правления тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит»

- Что касается навязывания услуг, я не говорю о каком-то конкретном банке, конечно, такое встречается. Про Сбербанк первый раз слышу, поэтому, честно говоря, удивлен. В целом, в соответствии с законом о защите прав потребителей, приобретение какого-либо товара или услуги не может обуславливать собой приобретение второго товара или услуги. Никакого элемента навязывания быть не должно, потребитель имеет право выбирать. Но мне кажется, что в данном случае высокое начальство может быть и не в курсе ситуации, а просто есть менеджеры, которые подумали: а давай-ка мы людей вот так вот будем заворачивать.

Сергей НАГАЕВ, начальник пресс-центра Поволжского банка ОАО «Сбербанк России»

- Карта Сбербанк-Maestro Momentum выдается бесплатно в рамках универсального договора банковского обслуживания в момент обращения клиента. При этом договор страхования оформляется добровольно, т. е. по желанию клиента, и не является обязательным условием для выдачи карты Сбербанк-Maestro Momentum. Страхование владельцев вкладов и страхование держателей карт — дополнительные услуги и независимые банковские страховые продукты. Сбербанк России сотрудничает с целым рядом страховых компаний, в т. ч. с ООО «Страховая компания КАРДИФ». Клиенту необходимо лично обратиться в филиал банка и написать заявление для дальнейшего урегулирования ситуации.