Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (147) | 11 сентября 2006г.
 

Валерий Путько:

Создать единое образовательное пространство региона

Егор Кошеров

Реформирование отрасли образования идет в Самарской области с 1998 г. Текущий год не стал исключением. В регионе завершено формирование образовательных округов. Как нововведение сопряжено с реализацией национального проекта «Образование», как происходит сам процесс, как это отразится на системе финансирования? На эти вопросы корреспонденту «Хронографа» ответил министр образования и науки Самарской области Валерий ПУТЬКО.

- Валерий Федорович, сегодня завершился процесс формирования образовательных округов на территории Самарской области. Скоро будут созданы последние территориальные управления образования. Насколько плотно связаны принимаемые правительством области меры с реализацией национального проекта в сфере образования?

- Одной из главных задач в реализации проекта «Образование» является разработка и внедрение эффективных механизмов по продвижению инновационных образовательных, а также управленческих и финансовых технологий. Создание образовательных округов — один из таких механизмов. Он позволяет создать единое образовательное пространство нашего региона.

Тем самым мы сможем эффективно реализовывать федеральную и региональную политику в сфере образования. С созданием округов у нас появилась возможность ставить перед руководством округов — территориальными управлениями вполне конкретные и объемные задачи, прежде всего в рамках исполнения национального проекта «Образование». Министерство образования и науки Самарской области через свои территориальные управления успешно выполняет различные образовательные программы, следит за целевым использованием средств из областного бюджета, контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов, лицензионных требований и норм. Управления также организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников системы образования.

Хочу заметить, что внедрение модели управления на основе образовательных округов на территории нашей области проходит в рамках федерального эксперимента. Создание округов позволило нам оптимизировать структуру управления системы образования, в значительной мере сократить число управленцев, исключить дублирование функций между муниципальным и региональным уровнем. За пять лет эксперимента нами была получена существенная экономия бюджетных средств.

Доля расходов на содержание сотрудников аппарата управления по отношению к расходам на зарплату работников образовательных учреждений существенно сократилась.

Кстати, накопленный нами опыт работы в этом направлении в данный момент распространен в Астраханской, Кировской, Сахалинской и Ульяновской областях.

- Этим экспериментом на сегодняшний день охвачена вся Самарская область?

- Если говорить строго о сегодняшнем дне, то да. До последнего времени экспериментом в полной мере не были охвачены Самара и Тольятти. В целях полного завершения эксперимента 17 августа 2006 г. было подписано постановление губернатора Самарской области «О создании Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области». Аналогичное постановление было подписано и по Самаре. Я подписал приказ об утверждении соответствующих положений о территориальных управлениях образования. Кроме того, уже разработан проект соглашения между мэрией города Тольятти и министерством образования и науки Самарской области. То же самое сделано и для Самары. Эти соглашения призваны разграничить полномочия и обязанности на территории образовательных округов между муниципалитетами и министерством образования и науки. Уже в ближайшее время данные соглашения должны быть подписаны. После их подписания наше министерство объявит конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы во вновь создаваемых управлениях. Я уверен, что мы сумеем в краткие сроки пройти организационный период и приступить к полновесной работе.

- Как будут подбираться сотрудники новых территориальных управлений, например в Тольятти?

- Руководящие работники тольяттинского управления нашего министерства, впрочем, как и все специалисты, будут являться государственными служащими. Поэтому имеется только один путь их назначения. В соответствии с федеральным законом о гражданской службе государственные служащие принимаются на конкурсной основе.

- А каков механизм этого конкурсного отбора?

- По упомянутому мною закону министерство образования официально сообщит в средствах информации о проведении конкурса на замещение вакантных должностей с указанием требований к кандидатам. По истечении месяца после опубликования объявления состоится заседание конкурсной комиссии министерства, где и будут отобраны сотрудники управления. При этом нужно понимать, что разом все сотрудники управления набраны быть не могут. Вполне логичным является формирование вначале высшего управленческого звена.

- Изменится ли при этом финансирование системы образования? Изменится ли формирование ее бюджета?

- В настоящее время финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в Тольятти осуществляется из средств областного бюджета посредством перечисления министерством финансов Самарской области необходимых денежных средств в местный бюджет. В свою очередь мэрия направляет их школам, лицеям, гимназиям и другим образовательным учреждениям.

После создания образовательного округа расходы муниципальных образовательных учреждений на реализацию общеобразовательных программ будут предусмотрены в бюджете областного министерства образования и науки. Финансирование будет осуществляться через Тольяттинское территориальное управление образования.

После реализации вышеуказанной схемы в Самаре и Тольятти система образования станет единой на всей территории Самарской области.

- Можно ли сказать, что на этом образовательный эксперимент в нашей области завершится?

- Конечно же, нет. С 1 сентября продолжился эксперимент по внедрению новой отраслевой системы оплаты труда учителей. Но уже для всех школ области. Ранее он проводился в 9 школах губернии. Но эта тема для отдельного большого разговора. Я искренне надеюсь на его продолжение с читателями газеты.