Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (382) | 1 августа 2011г.
 

Утилизация закончилась

Но АВТОВАЗ об этом предпочитает не распространяться

Илья Ширтанов

Программа утилизации подержанных автомобилей прекратила действие. Об этом еще в конце июня на заседании президиума правительства РФ заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор ХРИСТЕНКО. Однако до сих пор ОАО «АВТОВАЗ» в официальном порядке об этом не заявило. Информационная политика АВТОВАЗа находится в зоне ответственности директора по внешним связям Игоря БУРЕНКОВА (на фото слева). Люди Буренкова либо пытаются ввести потенциальных покупателей в заблуждение, либо все еще надеются на возобновление программы утилизации. Именно благодаря этой программе АВТОВАЗ сумел достичь удовлетворительных показателей продаж.

Как пояснил в конце июня министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, был закончен первый этап программы утилизации. Стоит напомнить, что еще весной 2011 г. было проведено совещание на тему утилизации, в котором участвовал председатель правительства РФ Владимир Путин. На совещании стоял вопрос об очередном продлении программы. Путин, в частности, заявил: «Мы сначала выделили на нее 10 млрд р., потом добавили еще 5 млрд р. и еще 10 млрд р. В общей сложности на программу утилизации старых легковых автомобилей мы направили 25 млрд р. Поэтому предлагаю программу в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 г. и на этом ее закончить, но до конца 2011 г. полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 млрд р.». На официальном сайте Минпромторга РФ по этому поводу было размещено сообщение: «Выделенные 5 млрд р. будут эффективно израсходованы в течение календарного года». При этом приказов «О предоставлении в 2011 г. за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию» после апреля выпущено не было.

Буренков может увести руководство АВТОВАЗа туда, куда им не хотелось бы попасть
Буренков может увести руководство АВТОВАЗа туда, куда им не хотелось бы попасть

Последний приказ был размещен еще 15 апреля. А раз не было приказов, значит, и средств на реализацию программы утилизации направлено не было. Тем не менее на дополнительные 5 млрд р., о которых говорил Путин, можно выплатить субсидий из расчета покупки 100 тыс. автомобилей. Христенко заявлял Путину, что 100 тыс. граждан уже определились с выбором автомобиля и готовы его приобрести.

В целом же неоднократное прекращение и возобновление программы утилизации могло создать у населения неоднозначное представление о происходящем. На сегодняшний день многие граждане все еще надеются на приобретение автомобиля по этой программе. Информационная политика АВТОВАЗа также добавляет неясности в состояние вещей.

Информационная политика АВТОВАЗа находится в зоне ответственности директора по внешним связям Игоря Буренкова. Именно Буренков должен был быть заинтересован в максимальной информированности покупателей о программах и акциях, влияющих на продажи АВТОВАЗа. На официальном сайте АВТОВАЗа нет какой-либо информации о прекращении действия данной программы. Скорее наоборот. В разделе «Программа утилизации» размещена следующая информация: «Прием заявок с интернет-сайта приостановлен в связи с большим количеством поданных заявок. Для уточнения возможности утилизировать автомобиль рекомендуем обратиться к ближайшему дилеру». Из подобной информации покупатель может сделать вывод о том, что программа утилизации функционирует.

Корреспондент «Хронографа» под видом человека, желающего сдать старый автомобиль, совершил ряд звонков в дилерские центры, контактные данные которых указаны на сайте АВТОВАЗа в разделе программы утилизации. Во всех автосалонах последовало объяснение, что программа утилизации закончена. В данный момент выдача сертификатов прекращена. В одном из автосалонов предположили, что уже в сентябре прекратится выдача товарных автомобилей по ранее полученным сертификатам. В другом центре высказали мнение, что, возможно, в сентябре программа утилизации будет возобновлена вновь. Т.е. четкой ясности нет и у дилеров.

Показательно, что, после того как прекратилась приемка старых автомобилей на утилизацию, во многих дилерских центрах АВТОВАЗа произошло ощутимое снижение цен на автомобили. По этому поводу издание «Авто-Среда» со ссылкой на пресс-центр АВТОВАЗа сообщило: «Дилеры выстраивают свою ценовую политику согласно текущей ситуации, которая в течение одного месяца по отдельным комплектациям автомобилей может меняться как в одну, так и в другую сторону. Соответственно, дилеры при реализации некоторых моделей или отдельных комплектаций могут предоставлять скидки покупателям, продавая, таким образом, автомобили по ценам ниже рекомендуемых заводом». Было приведено и мнение аналитиков агентства «Автостат». «Причин снижения спроса несколько: прекращение действия программы утилизации; появление большего числа конкурентов, близких по цене к автомобилям Lada верхнего ценового диапазона (Hyundai Solaris, Renault Sandero); необновляемый несколько лет (устаревший) модельный ряд; отложенный спрос в связи с ожиданием новой модели Lada Granta», -считают аналитики «Автостата». По мнению автомобильного издания, ряд покупателей до сих пор надеются поучаствовать в программе утилизации.

Подобного рода неоднозначная информация лишний раз подтвердила выводы о качестве работы Игоря Буренкова и его подчиненных.