Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (382) | 1 августа 2011г.
 

Комбинация в действии

Команда Азарова заранее готовила почву для перераспределения бюджета

Сергей Ромашов

В сентябре на одном из первых заседаний осенней сессии Думы г.о. Самара (ДГОС) депутаты будут рассматривать отчет чиновников администрации об исполнении бюджета города за первое полугодие 2011 г. Мэрия показала довольно низкий процент в части расходования средств. Но, как показала практика, у депутатов вряд ли возникнут вопросы к документу, ведь совсем недавно они приняли не менее сомнительные поправки в городскую казну о перераспределении денег между главными распорядителями бюджетных (ГРБС) средств. Низкие показатели расходования денег могут свидетельствовать о том, что мэрия еще в декабре 2010 г. планировала потратить заложенные средства несколько иначе.

19 июля в Самаре сразу в двух чтениях утвердили изменения в бюджет т.г. в общей сумме более 1,6 млрд р. Проект решения мэрии был проведен через ДГОС за рекордно короткий срок. 18 июля документы поступили в ДГОС, а уже на следующий день поправки были утверждены. Официальный мотив такой оперативности — успеть подготовить бюджет Самары к приему дополнительных средств в объеме почти 235,5 млн р. из бюджетов вышестоящих уровней. Однако за всем этим практически без публичного обсуждения остался вопрос о перераспределении более 1,4 млрд р. ранее утвержденных расходов между ГРБС Самары (см. «Хронограф» №28 (381) от 25.07.11).

Между тем как раз к данной переброске средств возникает большое количество вопросов. Это почти 10% от всей доходной части бюджета Самары. Департаменту по вопросам культуры, спорта и туризма добавили 56,3 млн р. (прирост 8,26% от ранее утвержденного плана). Департаменту здравоохранения за счет перераспределения добавили 13 млн р. Департаменту строительства и архитектуры (ДСиА) добавили 94 млн р. Однако главный вопрос должен был бы возникнуть у общественности к обновленным объемам расходов по линии департамента благоустройства и экологии (ДБиЭ). В результате перераспределения средств ему дополнительно будет выделена беспрецедентная сумма в 1 млрд р., которую нужно будет успеть освоить до конца года.

Это притом, что еще при изначальном утверждении бюджета Самары на 2011 г. под нужды ДБиЭ уже было заложено 2 млрд р. Уже тогда разница в объемах между пришедшими из области 255 млн р. и перераспределением собственных 1,4 млрд р. наводила на мысль о том, что мотив у чиновников мэрии при вынесении проекта решения в столь сжатые сроки на думу был несколько иным.

25 июля на аппаратном совещании при главе города руководитель департамента финансов Максим Харитонов своим докладом об исполнении бюджета за первое полугодие 2011 г. лишь подтвердил данное предположение. Доход администрации г.о. Самара с учетом средств вышестоящих бюджетов составил 6,7 млрд р., что составляет 44% к утвержденным годовым назначениям. Это вполне стандартный показатель для первого полугодия. А вот расходы составили 6 млрд р. от общего запланированного объема в 17,8 млрд р., т.е. 34,4% от годового плана. При этом основное расходование средств пришлось на расходы в сфере образования — 2,1 млрд р. и жилищно-коммунальное хозяйство — 1,3 млрд р. А ГРБС, которым были выделены дополнительные деньги при распределении средств бюджета, как раз показали низкое исполнение в части расходования средств. В таком случае мероприятия по перераспределению бюджета кажутся весьма сомнительными, о чем, кстати, высказывались и аналитики экономического отдела ДГОС после рассмотрения пояснительной записки мэрии: «Целесообразность увеличения расходов по вышеперечисленным направлениям в пояснительной записке не прокомментирована».

Отчет об исполнении бюджета за первое полугодие свидетельствует о том, что при планировании бюджета в декабре 2010 г., вероятнее всего, предполагалось перераспределение средств между ГРБС во втором полугодии т.г., поэтому департаменты не спешили расходовать средства. Тем не менее депутаты вряд ли станут предъявлять серьезные претензии к работе администрации в этой части, т.к. они уже утвердили изменения в бюджет, несмотря на всю кулуарность данного мероприятия.

Тем более что уже сегодня многие депутаты, причем даже независимые от фракции «Единая Россия», отмечают, что низкие показатели расходования средств за первое полугодие — явление стандартное и никакого подвоха здесь нет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей БОГДАНОВ, депутат ДГОС

- Торги обычно происходят следующим образом. Документация готовится в начале зимы, после принятия бюджета, а весной происходят аукционы. Как правило, освоение бюджетных средств начинается после выполнения работ, т. е. к концу года. Поэтому никакой угрозы здесь нет, и пока мало повода для беспокойства. Такая ситуация повторяется из года в год, когда по расходованию бюджета в первом полугодии процент невысокий. Изменения в бюджет были приняты с условием того, что где-то поздно провели торги, где-то перенесли. Администрация понимает, что какие-то обязательства, принятые в начале года, она уже выполнить не сможет. Нужно дождаться конца года, а лишь потом делать прогнозы.

Владимир НЕХОРОШЕВ, социолог

- Все это говорит о непрофессионализме работы финансового блока действующей администрации г.о. Самара. Помимо всего прочего, требуется доскональное знание бюджетного кодекса и всех муниципальных законодательств. Люди, которые пришли в мэрию из бизнес-структур, на первых порах не в состоянии провести все тендеры и прочувствовать многие нюансы работы. В мэрию пришли люди непрофессиональные. Здесь требуются старые, проверенные кадры, а новая администрация таких кадров не оставила.