Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (378) | 4 июля 2011г.
 

Сергей Лысенков:

За время работы Одинокова потеряны многие завоевания

Сейдамет Абреков

28 июня бывший директор ДЮСШ №14 «Абрис» (спортивное ориентирование) г. о. Тольятти, мастер спорта СССР, почетный работник образования, член президиума Федерации спортивного ориентирования России Сергей ЛЫСЕНКОВ рассказал «Хронографу» подробности того, почему сегодня профессионалы спортивного образования вынуждены в Тольятти уходить из системы физической культуры и спорта города. Среди основных причин он назвал обстановку в отрасли, не способствующую тому, чтобы в ней работали высококлассные специалисты, а сама отрасль развивалась. Выход из этой ситуации Сергей Лысенков видит в смене руководства управления физической культуры и спорта мэрии (УФКиС) Тольятти.

- Сергей Иванович, что вас заставило уйти с должности директора ДЮСШ № 14 «Абрис»?

- Атмосфера тотального вранья и страха — так можно сейчас охарактеризовать обстановку в УФКиС. Если руководитель какого-либо подведомственного подразделения решил высказать свое мнение, отличное от того, какое «должно быть», то, во-первых, этого не дадут сделать, а, во-вторых, завтра в это подразделение придет целая комиссия с тотальной проверкой и уж она найдет все, что ей «нужно найти». Говорю это не голословно. Именно в такой ситуации оказался не только лично я, но и еще ряд профессионалов, которые не за страх, а за совесть отдавали себя любимому делу, не считаясь ни с личным временем, ни с мизерной зарплатой: Николай Макарович Кулик, Эдуард Лабгаев, Алексей Смирнов — вот только несколько человек, которые пострадали от произвола и были вынуждены написать заявление «по собственному желанию» или раньше времени уйти на пенсию.

Кому-то может показаться, что я сгущаю краски. Кто-то попытается сказать, что во мне говорит обида. Не совсем так. Заявление об увольнении я написал вполне осознанно, потому что с этими людьми — Одиноковым, Московским, Дмитриевой во главе с идейным вдохновителем «оптимизации» заместителем мэра по социальным вопросам Кочукиной — не хочу иметь ничего общего.

Теперь давайте обратимся к событиям последних лет. За время работы Одинокова на посту руководителя спортивного ведомства были потеряны многие завоевания. Бегство спортсменов и молодежи из города -лишнее тому подтверждение. Хоккейная и футбольная мужская и женская команды, которые были составлены из воспитанников спортивных школ нашего города и представляли наш город на высшем российском и международном уровне, фактически исчезли либо влачат жалкое существование. За последние 25 лет не построено ни одного крупного спортивного объекта в городе — нет легкоатлетического манежа или современного стадиона для крупных соревнований по легкой атлетике, велотрека и велодорожек, ни одна городская лыжная база не пригодна для эксплуатации, отдельные хоккейные корты в городе остались как раритеты, лыжероллерные трассы пришли в негодность, количество бассейнов можно пересчитать по пальцам. Школу высшего спортивного мастерства закрыли. Именно поэтому сильнейшие тольяттинские спортсмены бегут из города, выступая за другие регионы, где им не только создают материальные и финансовые условия, но и уделяют обыкновенное человеческое внимание. В качестве примера — лыжники Газиев Радик, Яновская Яна, гандболистки во главе с тренером Трефиловым и другие. Было закрыто и училище олимпийского резерва. Благополучно «похоронили» общегородскую спартакиаду, которая была единственным работающим средством развития физкультуры и спорта.

Да, можно согласиться, что промышленные предприятия перестали развивать спорт, не хватает финансирования, но территориальное деление в городе осталось — только в одном Новом городе 21 квартал, а это потенциально 21 команда в городской спартакиаде, да еще не менее 15 в Центральном и Комсомольском р-нах.

Да, на это может уйти не один год, но игра стоит свеч: люди сами проявят инициативу и при умелом руководстве смогут организовать физкультурно- спортивные клубы по месту жительства в микрорайонах, ведь у них появится огромный стимул — принять участие в городской спартакиаде.

За последние 5 лет ни разу не было проведено собраний физкультурно- спортивного актива города, где можно было бы не только обсудить имеющиеся проблемы, наметить пути развития, услышать конструктивную критику, отметить лучших спортсменов и активистов физкультурно- спортивного движения. Это тоже вполне объяснимо: не любит Василий Иванович демократии, его стиль руководства — автократия. Он предпочитает позицию страуса, спрятавшего голову в песок, чтобы не видеть и не слышать справедливых требований в свой адрес и адрес своих незадачливых работников. А услышав нелестный отзыв о своей работе, начинает буквально орать на собеседника, да еще не выбирает выражений, нередко вставляя откровенный мат.

Список можно продолжить, но уже перечисленных фактов хватает, чтобы потребовать отставки господина Одинокова, который не просто устранился от работы, но не прикладывает даже усилий по выводу из нищенского состояния спортивной отрасли. Ждать еще несколько лет, когда Василий Иванович уйдет на пенсию и оставит вместо себя еще более непрофессионального специалиста в лице Московского, мы, истинные поклонники тольяттинского спорта, не можем: в деле развития спорта, воспитания детей не может и не должно быть перерывов.

- Неужели не было возможности как-то урегулировать взаимоотношения?

- Эти люди довели до нищенского состояния все спортивные школы в городе, причем сделали это нагло, никому ничего не объясняя, не спрашивая мнения людей, чью судьбу они решали. Я говорю об изменении всего одного показателя в расчете нормативов финансирования детских спортивных школ, ради которого было подготовлено целое постановление мэрии Тольятти №3549 от 3 декабря 2010 г. В формуле оплаты труда убрали показатель категорийности учреждения — и получилась огромная экономия средств: каждая школа потеряла минимум по миллиону рублей (а школ в городе более 15). Слово «норматив» подразумевает нормальное функционирование учреждения, где ребенку будет комфортно, а работники на выделенные средства согласно нормативу должны обеспечить безопасное и профессиональное обучение и воспитание детей. А как это можно сделать, если в результате среднемесячная зарплата работников стала равняться 500 р., что почти в 10 раз меньше минимального размера оплаты труда! Отсюда и требования о сокращениях, оптимизации, перестройке. А ведь типовые штаты детских спортивных школ никто не отменял и ответственности за жизнь и здоровье воспитанников и работников с руководителей учреждений никто снимать не будет! Понять чиновников можно, ведь в зарубежные командировки ездить нужно, да и премия за экономию немаленькая. А люди переживут, в крайнем случае уволятся. Самое удивительное, что это постановление утверждено городской думой! Господа, куда вы смотрели?

Однако в административном порыве эти горе-чиновники от спорта не хотят останавливаться на достигнутом. В настоящее время под видом экономии средств и оптимизации сети детско-юношеских спортивных школ затеяли коренную «перестройку» всей системы детских спортивных учреждений, которая будет «последним гвоздем в крышке гроба детского спорта в Тольятти».

Пострадают дети и родители, ведь на улице окажутся десятки профессионалов, которые не только многие годы за мизерную зарплату занимались любимым делом, но и искренне отдавали все свои знания и умения подрастающему поколению, вкладывали всю душу, а им в нее откровенно плюют. Предстоящая оптимизация напоминает «скрещивание ужа и ежа» — она предполагает перевод целых видов спорта, отделений, тренеров из одной школы в другую, из одного района города в другой, объединения разных по сути видов спорта под одной крышей, не учитывая сложившихся традиций, ломая привычный уклад, провоцируя социальную напряженность. Делается это все кулуарно, не принимая никаких возражений и здравых аргументов.

Сомнений и возражений нет, «вытаскивать из болота» физкультуру и спорт в нашем городе давно назрела острейшая необходимость, но ведь не такими варварскими, силовыми методами. Это все равно что штопать старое, рваное, прогнившее одеяло новыми нитками и говорить, что оно послужит еще много лет. Нет, его надо выбрасывать и покупать новое. Денег нет? А для чего вы тогда занимаете свое чиновничье кресло — ищите, работайте в этом направлении, из бюджета (а точнее, из кармана налогоплательщиков) вы получаете очень неплохую зарплату, так отрабатывайте ее. Пишите гранты, составляйте реальные программы, а не с набором фраз типа «улучшить», «углубить», «расширить», обращайтесь в вышестоящие органы. Привлекайте спонсоров, устраивайте конференции, форумы, семинары, вводите менеджмент, активнее привлекайте к работе федерации по видам спорта, а то большинство из них в городе числится только на бумаге. Осваивать городской бюджет — это только одна десятая часть вашей работы.

- Были еще какие-то причины, заставившие вас уйти?

- Я не захотел выполнять абсурдное требование со стороны Одинокова Василия Ивановича о сокращении своих штатных работников, которые были до мозга костей профессионалами, с которыми я бок о бок проработал не один десяток лет, которых лично принимал на работу и которые принесли пользу городу больше, чем весь немаленький административный аппарат УФКиС в полном составе. Эти люди вдруг оказались не у дел в угоду чиновникам. Я предпочел уйти вместе с моими единомышленниками.

Кроме того, Одиноков несправедливо обвинил меня в неумении работать. Якобы я превратил свою школу в заурядный физкультурный клуб. А этот «заурядный клуб» в течение последних 20 лет провел в Тольятти около 20 чемпионатов и первенств России по спортивному ориентированию, причем не потратив на это ни копейки бюджетных денег. «Абрис» имел самый большой картографический атлас спортивных карт-схем в России, подготовленный также за счет заработанных средств. Ежегодно готовил победителей и призеров российских и международных соревнований, проводил до 70 соревнований в году, одним из немногих в городе проводил физкультурно- спортивные мероприятия с применением новейших электронных и компьютерных технологий, привлекая на свои старты ежегодно до 10 тыс. тольяттинцев в возрасте от 8 до 80 лет.

Методы работы чиновников от спорта, о которых я говорил выше, не соответствуют моим представлениям о творческой работе, личной инициативе. Еженедельные проверки, акты, объяснительные, отчеты вместо живой работы с людьми, бестолковые совещания и планерки, на которых достаточно выучить и говорить всего одну фразу «Все в рабочем порядке», вообще могут отбить желание работать. Я не привык работать из-под палки, под угрозой проверки, загонять детей на массовые мероприятия по приказу свыше, по разнарядке.

Короче говоря, пришла пора указать незадачливому руководителю, который потерял ощущение реальности, на дверь. Его срок вышел, надо освободить дорогу профессионалам, которые выведут спорт в Тольятти из тупика.