Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (359) | 21 февраля 2011г.
 

Наследие Алешина

Обернулось для АВТОВАЗа недополучением 700 миллионов

Илья Ширтанов

1 марта будет рассмотрена апелляционная жалоба ООО «ПХ «Автокомпоненты» на решение Арбитражного суда Самарской обл., которым с «Автокомпонентов» было взыскано в пользу ОАО «АВТОВАЗ» 715,8 млн р. В начале 2008 г. АВТОВАЗ прокредитовал эту дочернюю компанию ОАО «Оборонпром» на сумму 576 млн р. сроком на год и одновременно с этим передал ей в собственность группу своих димитровградских автокомпонентных заводов. Под разными предлогами эти деньги до сих пор не вернулись на автозавод.

Изначально апелляционная жалоба ООО «ПХ «Автокомпоненты» на решение Арбитражного суда Самарской обл. в пользу ОАО «АВТОВАЗ» должна была быть рассмотрена Одиннадцатым апелляционным арбитражным судом 27 января 2011 г. Однако из-за неявки на процесс представителя коллегии адвокатов «Тольятти-адвокат», который проходил по делу в качестве третьего лица, было решено перенести заседание на 1 марта.

28 сентября 2010 г. судья Сергей Хмелев вынес решение в пользу АВТОВАЗа о взыскании с ООО «ПХ «Автокомпоненты» долга в размере 715,8 млн р. Из них 576 млн р. -долг по векселям, остальная часть — набежавшие с 2008 г. проценты. Однако ООО «ПХ «Автокомпоненты» обжаловало это решение в апелляционной инстанции. Таким образом, компания получила возможность затянуть исполнение обязательств еще почти на полгода.

20 февраля 2008 г. между ООО «ПХ «Автокомпоненты» и ОАО «АВТОВАЗ» был заключен договор купли-продажи шести простых векселей на 576 млн р. ООО «ПХ «Автокомпоненты» выступило в этой сделке векселедателем, АВТОВАЗ -покупателем (векселедержателем). По сути, эта сделка означала предоставление АВТОВАЗом кредита на сумму 576 млн р. в пользование ООО «ПХ «Автокомпоненты» сроком на год (дата погашения векселей договором купли-продажи была установлена 20 февраля 2009 г.) под 12,5% годовых. Стоит напомнить, что, по данным Росстата, инфляция в 2008 г. составила 13,3%. В момент заключения этого договора президентом — гендиректором ОАО «АВТОВАЗ» был Борис Алешин (на фото).

Это уже было не самое благоприятное в финансовом плане время для АВТОВАЗа. Как следует из отчетности ОАО «АВТОВАЗ», на конец 2007г. общая кредиторская задолженность автозавода составила 67,438 млрд р. Из этой суммы 481 млн р. приходилось на просроченную кредиторскую задолженность. За I кв. 2008 г. просроченная задолженность ОАО «АВТОВАЗ» перед поставщиками увеличилась с 318 млн р. до 729 млн р. Задолженность перед персоналом за тот же период выросла с 884 млн р. до 960 млн р. Общая просроченная задолженность за I кв. 2008 г. выросла с 481 млн р. до 943 млн р. В этих условиях факт покупки векселей, тем более на 576 млн р., выглядит как минимум странным.

Между тем по совершенно непонятным причинам на АВТОВАЗе пропустили указанный в договоре срок погашения векселей (20 февраля 2009 г. — период наиболее активной фазы кризиса). В дальнейшем векселедатель начал использовать этот довод в качестве основания для отказа от своих обязательств. По этому поводу в материалах дела сказано: «Ответчик указывает на предъявлении ему векселей не в месте платежа, ссылаясь на просрочку кредитора».

На АВТОВАЗе начали испытывать проблемы с возвратом средств по этим векселям в досудебном порядке. Скорее всего, не помогло АВТОВАЗу и обращение в коллегию адвокатов «Тольятти-адвокат» для содействия в разрешении проблемы. Как следует из материалов этого арбитражного дела, АВТОВАЗ привлек коллегию адвокатов «Тольятти-адвокат» в качестве доверенного лица, которому было поручено предъявить спорные векселя к оплате.

В итоге 18 мая 2010 г. АВТОВАЗ обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к ООО «ПХ «Автокомпоненты» о взыскании долга. 2 августа коллегия адвокатов «Тольятти-адвокат» определением Арбитражного суда Самарской обл. была привлечена к участию в этом деле в качестве третьего лица.

ПХ «Автокомпоненты» создавался как компания, куда должны были быть переданы дочерние предприятия ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ГАЗ», занимающиеся производством компонентов. Однако под контроль «Автокомпонентов» успели перейти только бывшие вазовские «дочки», например, предприятия димитровградского куста и сердобский автоагрегатный завод.

ООО «ПХ «Автокомпоненты» было зарегистрировано 25 июня 2007 г. Основным видом деятельности этой компании была указана торговля автотранспортными средствами. А уже во II кв. 2008 г. в собственность ООО «ПХ «Автокомпоненты» была передана стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа в лице ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ) и ООО «Лада Холдинг» (сбытовая сеть АВТОВАЗа). По итогам 2007 г. ДААЗ имел выручку 6,2 млрд р. и валовую прибыль 781 млн р. Но несмотря на такие показатели этой дочерней компании, на АВТОВАЗе было решено предоставить ООО «ПХ «Автокомпоненты» кредит на сумму более чем полмиллиарда рублей.

По данным ЕГРЮЛ, доля 99% в ООО «ПХ «Автокомпоненты» принадлежит ОАО «Объединенная промышленная корпорация (ОПК) «Оборонпром», которое подконтрольно ГК «Ростехнологии».

В целом только за 2010 г. арбитражными судами разных регионов рассматривалось порядка двадцати дел по искам ОАО «АВТОВАЗ» к ООО «ПХ «Автокомпоненты». Судя по требованиям, которые выдвигает истец в лице АВТОВАЗа, это спорные вопросы, возникшие в результате т. н. партнерских отношений с ПХ «Автокомпоненты».