Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (358) | 14 февраля 2011г.
 

Условия для нестабильности

Мэрия Тольятти предпочитает не решать проблемы дисбаланса на рынке ЖКХ

Сейдамет Абреков

8 февраля группа депутатов Думы г.о. Тольятти (ТГД) подготовила запрос мэру Тольятти Анатолию ПУШКОВУ (на фото) по теме возмещения управляющим компаниям (УК) дисбаланса, возникающего при расчетах УК с поставщиками ресурсов и населением. Общий размер этого дисбаланса по Тольятти измеряется сотнями миллионов рублей. Если городские власти не найдут источника для погашения дисбаланса, это может привести к тому, что УК перераспределят его на граждан. Другим развитием событий может стать массовое банкротство управляющих компаний.

Текст запроса от группы депутатов ТГД был рассмотрен на заседании комиссии по городскому хозяйству, состоявшемся 8 февраля. Этот же запрос будет вынесен на обсуждение на очередное заседание ТГД, намеченное на 16 февраля. «В ТГД поступают многочисленные обращения руководителей управляющих организаций — ООО «УК №1 ЖКХ г.о. Тольятти», ОАО «УК№1 ЖКХ г.о. Тольятти», ООО «УК №2 ЖКХ г.о. Тольятти» (УК №2), ООО «Департамент ЖКХ», ООО «ПЖРТ Сервис», НП УК «ЖЭК-14» о дисбалансе, сложившемся между стоимостью коммунальных ресурсов, предъявленной поставщиками услуг, и начисленной управляющими организациями собственникам, проживающим в многоквартирных домах», — сообщают депутаты в своем запросе на имя мэра Тольятти Анатолия Пушкова.

Дисбаланс возникает на многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета. По мнению депутатов, на сегодня законодательно не предусмотрен четкий механизм проведения корректировки платы за потребленные коммунальные услуги в домах, где нет общедомовых приборов учета. «Обращения руководителей управляющих организаций касаются вопроса компенсации расходов за оказанные коммунальные услуги, невозможных к погашению путем предъявления их собственникам, а также оказание содействия в снятии социальной напряженности среди собственников, корректировка которым может быть предъявлена», — сообщается в запросе. Стоит отметить, что на данный момент в Тольятти реализуются программы по установке на всех многоквартирных домах общедомовых приборов учета тепла, воды и электроэнергии. Судя по всему, пока эта работа не будет завершена, проблема дисбаланса так и не будет снята.

Так или иначе, но решением ТГД от 3 ноября 2010 г. № 404 мэрии Тольятти было рекомендовано разработать и представить для рассмотрения в ТГД в срок до 1 декабря 2010 г. мероприятия по компенсации дисбаланса, возникающего у УК Тольятти. «Однако до настоящего времени указанные мероприятия не разработаны», — напоминают депутаты Анатолию Пушкову. Причем, судя по всему, даже депутатам чиновники не разъяснили причины невыполнения решения ТГД, касающегося выплаты компенсаций в пользу УК. Это тем более странно, если учесть, что проблема выплаты компенсаций носит социально значимый характер. Не стоит исключать, что если муниципальные чиновники не найдут источников для погашения дисбаланса, это в конечном итоге заставит УК переложить бремя финансовой ответственности на население.

По этому поводу генеральный директор ООО «УК №2» Николай Козлов в беседе с корреспондентом «Хронографа» пояснил: «Предыдущие годы муниципалитет брал на себя обязательства по компенсации УК этих убытков, понимая, что погасить образовавшийся кассовый разрыв за счет собственных средств УК невозможно. Однако в этом году муниципалитет занял абсолютно неконструктивную позицию и на неоднократные обращения УК по вопросу компенсации выпадающих доходов за 2009-2010 гг. вразумительных ответов не дает. Проблема компенсации для УК очень значимая. Надеюсь, что власти будут стремиться не делать из населения заложников. Выплата компенсаций требует решения за счет бюджета. Мы уже обратились с просьбой помочь решить эту проблему к руководителю региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина Василию Потякину». Также Николай Козлов пояснил, что схожие проблемы имеют практически все УК Тольятти.

«Но чиновники указали на то, что корректировка размера платы не является обязанностью органов местного самоуправления, т.е. власти самоустранились от принятия решения по этому важному вопросу. Складывается впечатление, что мэрия считает, будто проблема сама сойдет на нет», — добавил Николай Козлов.

Весьма странно, что тольяттинские власти предпочитают дистанцироваться от решения этой проблемы. Вероятно, проблемы УК им могут быть по каким-то причинам либо неинтересны, либо выгодны. Не стоит исключать и такое развитие событий, когда из-за финансовых претензий со стороны энергетиков -немедленной и одномоментной оплаты образовавшегося дисбаланса, -в отношении тольяттинских УК будут инициированы процедуры банкротства. Это может привести к тому, что рынок услуг будет занят новыми операторами. Если муниципальным властям это известно, то их действия можно расценить как подготовку условий для передела сфер влияния на местном рынке услуг ЖКХ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай КОЗЛОВ, генеральный директор ООО «УК №2»

- Основную часть обслуживаемого жилищного фонда по ООО «УК №2» составляют многоквартирные дома, не оснащенные общедомовыми приборами учета, в связи с чем образуется разница между объемами по энергоносителям — дисбаланс. Так, за 2009 г. дисбаланс по электроснабжению составляет более 30 млн р. В соответствии с действующим законодательством УК может сделать перерасчет только для жителей, имеющих счетчики, т.е. образовавшаяся разница по домам может быть возложена для погашения на квартиры, оборудованные счетчиками. Ориентировочная сумма, которая может быть предъявлена к оплате на одну квартиру, в среднем составляет 800-1000 р.

По водоснабжению и водоотведению ситуация обратная — на домах отсутствуют общедомовые приборы учета, притом что жители в массовом порядке устанавливают квартирные приборы учета. Создавшаяся разница образует убытки в размере за 2009 г. около 58 млн р., за 2010 г. — свыше 113 млн р., компенсировать которые мы не можем. По теплоснабжению: на домах также отсутствуют приборы учета, фактический объем потребления намного выше нормативного. В данной ситуации мы имеем право выставить разницу населению за 2009-2010 гг. И она превысит 30 млн р.