Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (341) | 27 сентября 2010г.
 

Рискуют безопасностью

Комарову не мешает внимательнее наблюдать за работой Гришиной

Сейдамет Абреков

ОАО «АВТОВАЗ» наметило процедуры по реализации акций ЗАО «ВАЗсистем». Эта компания известна как поставщик компьютерной техники и программного обеспечения для нужд АВТОВАЗа. Потеря контроля над «ВАЗсистем» может стоить АВТОВАЗу информационной безопасности. В данной ситуации президент АВТОВАЗа Игорь КОМАРОВ (на фото) рискует попасть под обвинения о неполном владении информации о ситуации на заводе.

О реализация акций ЗАО «ВАЗ-систем» АВТОВАЗ проинформировал через свой сайт. В объявлении было указано о продаже 100% акций ЗАО «ВАЗсистем». Однако, поданным Росстата, АВТОВАЗу принадлежит 50% акций этого предприятия. Еще 50% принадлежит ОАО «Лада-Сервис» — стопроцентной «дочке» ОАО «АВТОВАЗ».

ЗАО «ВАЗсистем» специализируется на создании, внедрении и сопровождении автоматизированных информационных систем, поставке организационной, множительной и компьютерной техники, комплектующих изделий и расходных материалов. Кроме того, «ВАЗсистем» занимается управленческим и техническим консультированием, предоставлением услуг расчетного интернет-центра, сервисным обслуживанием поставляемой техники, персональных компьютеров и серверов. На этом поприще «ВАЗсистем» успел наработать большой список крупных клиентов. По данным ЗАО «ВАЗсистем», среди них ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «T3TO», ОАО «Скопинский автоагрегатный завод», ООО «Торговый дом «Николаевский», ОАО «АвтоВАЗагро», администрация Автозаводского р-на г. Тольятти, ряд других компаний.

Странно, что АВТОВАЗ решил продать компанию с такими широкими партнерскими связями и таким влиянием на деятельность АВТОВАЗа.

На своем сайте ЗАО «ВАЗсистем» указывает, что компания была создана в 1991 г. как совместное российско- итальянское предприятие. Учредителями фирмы выступили ОАО «АВТОВАЗ» и итальянская фирма Logosystem. Это подтверждается данными Росстата. АВТОВАЗ и Logosystem владели 50-процентными пакетами ЗАО «ВАЗсистем». Уставный капитал ЗАО «ВАЗсистем» составлял 350 р. Но, по данным Росстата, с 1 сентября 2005 г. по 30 марта 2008 г. 100% акций ЗАО «ВАЗсистем» принадлежало Logosystem. В этот период уставный капитал общества увеличился до 1,65 млн р.

Однако 31 марта 2008 г. в качестве владельцев 50-процентных пакетов акций ЗАО «ВАЗсистем» были указаны ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Лада-Сервис». Уставный капитал вновь составил 350 р. Но с 1 апреля 2008 г. по 31 августа 2008 г. Росстат вновь указал в качестве владельца 100% акций ЗАО «ВАЗсистем» итальянскую фирму Logosystem. Уставный капитал в этот период вновь составил 1,65 млн р. С 1 сентября 2008 г. и по сей день в качестве владельцев 50-процентных пакетов акций ЗАО «ВАЗсистем» Росстат указывает ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Лада-Сервис». Уставный капитал составляет 350 р. Напрашивается вывод, что периодически итальянцы выводили имущество, которое являлось их вкладом в уставный капитал. Также сайт ЗАО «ВАЗсистем» сообщает, что в 2007 г. ОАО «АВТОВАЗ» выкупило долю фирмы Logosystem. «После чего ЗАО «ВАЗсистем» получило статус дочерней компании ОАО «АВТОВАЗ» со стопроцентным капиталом», — информирует сайт ЗАО «ВАЗсистем».

Здесь важно напомнить, что в 2007 г. фактическое руководство АВТОВАЗом осуществляли представители ФГУП «Рособоронэкспорт». Не исключено, что выкуп доли итальянцев шел в рамках обеспечения максимальной безопасности АВТОВАЗа по линии информационных технологий. Если это так, то мотив продажи акций ЗАО «ВАЗсистем» в данный момент не укладывается в логику обеспечения интересов самого АВТОВАЗа. Реализацией акций дочерних предприятий занимаются структуры, находящиеся в подчинении у вице-президента по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Полины Гришиной. Напрашивается вывод, что президенту АВТОВАЗа Игорю Комарову необходимо более внимательно относиться к тому, как идет продажа объектов и компаний, работу по которым ведет Гришина.

Формально ЗАО «ВАЗсистем» может быть продано по номинальной цене акций — 350 р. Не исключено, что новый собственник, в распоряжении которого могут попасть компьютерные программы, которые использует АВТОВАЗ, начнет диктовать новые условия использования этих программ. То, что такое может произойти, подтверждает пример взаимоотношений управления земельных ресурсов мэрии г.о. Тольятти, которое возглавляет Татьяна Холназарова, и бывшего муниципального служащего, директора ООО НПФ «Техноинвест» Александра Кононетова (см. «Хронограф» №11 (320) от 29.03.10). В начале 2009 г. информационная система «Гео-Информ» (база данных по всем земельным участкам на территории Тольятти) была изъята Александром Кононетовым. В итоге мэрия приняла решение о выкупе у ООО НПФ «Техноинвест» этой программы за 3 млн р.

Примечательно, что случай с ЗАО «ВАЗсистем» аналогичен продаже акций ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (ЗПБО). О продаже 50% акций ОАО «ЗПБО» АВТОВАЗ также заявил через свой сайт (см. «Хронограф» №30 (339) от 13.09.10). При этом акции ОАО «ЗПБО» АВТОВАЗу не принадлежат. Они находятся в собственности ОАО «Авто-ВАЗтранс» — стопроцентного дочернего предприятия АВТОВАЗа. Еще 50% акций ОАО «ЗПБО» контролирует тольяттинский муниципалитет. По поводу сложившейся ситуации с акциями ЗПБО мэр Тольятти Анатолий Пушков в ответе на запрос «Хронографа» пояснил: «В бюджете г. о. Тольятти на 2010 г. не запланированы расходы на приобретение доли ОАО «АвтоВАЗтранс» в ОАО «ЗПБО», а также доходы от реализации пакета акций ОАО «ЗПБО», принадлежащего муниципалитету».

Свои позиции относительно продажи акций ЗАО «ВАЗсистем» ни АВТОВАЗ, ни «Лада-Сервис» не пояснили.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.