Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (341) | 27 сентября 2010г.
 

Виталий Добрусин:

Идеальное вещание видится нам просветительским

Георгий Кизельгур

С 4 октября в кабельной сети «Диван-ТВ» начнет работу новый круглосуточный телеканал ДЛД. Его программы будут носить просветительскую направленность. О необходимости и практической пользе запуска ДЛД в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал президент телерадиокомпании РИО и главный редактор канала Виталий ДОБРУСИН.

- Виталий Аркадьевич, в связи с чем возникла идея создания нового кабельного телеканала?

- Это решение далось коллективу РИО очень непросто. Почти 19 лет мы работали исключительно в эфирном пространстве. Сразу хочу сказать, что РИО никуда не исчезнет и продолжит свою деятельность. План запуска ДЛД появился в связи с изменением ситуации с телевещанием в принципе.

- Что именно изменилось?

- Будущее эфирных региональных телекомпаний сегодня под вопросом. Еще несколько лет назад кабельное телевидение в Самаре, в отличие от покрытого кабельными сетями почти на 100% Тольятти, никто всерьез не воспринимал. Интенсивная работа в этом направлении началась сравнительно недавно. Сейчас она вышла на такой уровень, что в течение 2011 г. кабельное телевидение может покрыть областной центр полностью. Это важнейший технический и стратегический момент. Когда мы поняли, что аудитория кабельных каналов в Самаре сопоставима с аудиторией эфирных, то всерьез задумались о создании собственного продукта.

- Повлияла ли на ваше решение определенная теснота на собственной эфирной частоте?

- В немалой степени — да. Дело в том, что на эфирном телевидении у нас несколько акционеров, в т.ч. правительство Самарской обл. и холдинг «ФорМедиа» (управляет региональными медиаактивами Олега Дерипаски). Мы владеем контрольным пакетом, однако все равно вынуждены маневрировать, согласовывая отдельные моменты с другими акционерами, учитывая их позиции и интересы. Это нормальный рабочий процесс. На кабельном же канале, учредителем которого станет ООО «ДЛД» (выпускает телепроект «Самарские судьбы» и одноименный ежемесячный журнал), положение дел иное. ДЛД может позволить себе намного больше свободы как в плане творчества, так и формата. На РИО у нас базовый канал — ДТВ, а еще один партнер — канал «Губерния». Собственное вещание за последние два года сильно сократилось, в то время как нам не хотелось бы терять наши программы, кадры и перспективные наработки. Оптимальной площадкой для реализации всех творческих планов представляется новый кабельный телеканал. Это возможность сделать вещание таким, каким мы его представляем.

- Привычно ли будет телезрителю переключиться с эфирной продукции РИО на кабельный ДЛД?

- Сейчас большинство людей в Самаре и Тольятти уже принимают телевидение через кабель. Разницы в приеме РИО как эфирного канала или ДЛД как кабельного нет — все смотрится через один источник. Это, разумеется, существенный факт. Другое дело, что, обращаясь к кабелю, необходимо тщательно продумать формат канала и те проекты, которые будут на нем идти. На сегодняшний день существует 15 эфирных телеканалов, а в кабеле их условно 100. Конкурировать с пятнадцатью сложно, конкурировать со стами, среди которых ведущие федеральные и мировые каналы, на порядок сложнее. Нужно найти ту самую изюминку, чтобы попытаться занять нишу, которую никто кроме тебя не занимает.

- За счет чего можно составить конкуренцию условной сотне кабельных телеканалов в сети «Диван-ТВ»?

- Мы реалисты и шапкозакидательством не занимаемся. Я думаю, прежде всего нужно дорожить первыми лицами канала РИО, которые будут делать на ДЛД принципиально новые продукты. Эти передачи, надеюсь, станут по-настоящему близки и интересны самарцам. К примеру, с Ольгой Король, ведущей на РИО «Чужую беду», мы планируем создать ряд «страдательных» программ.

Через них у зрителя возникнет сопереживание, сочувствие к нашим героям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Нам хотелось бы пробуждать в людях добрые чувства.

С одним из основных авторов «Самарских судеб» Александром Игнатовым мы готовим несколько проектов историко-культурной направленности в похожем формате. Сергей Лейбград ведет на РИО спортивное ток-шоу «Южная трибуна». Эта программа выходит раз в неделю и завязана на одной теме -ФК «Крылья Советов». На кабеле у нас появляется возможность запустить спортивное ток-шоу с широким тематическим охватом, и идти оно будет значительно чаще «Южной трибуны». Мы затронем волнующие всех болельщиков проблемы.

Перечисленное относится к линейкам ток-шоу прямого эфира. Зрители станут не просто свидетелями, но и соучастниками происходящего. А в конце — непредсказуемый финал. Учитывая трансляцию большинством каналов программ в записи, я надеюсь, что работа исключительно в прямом эфире позволит нам привлечь зрителей.

- У каждого из упомянутых вами прототипов будущих передач, сейчас идущих на РИО, уже сформировалась целевая аудитория. Как можно увеличить ее численность?

- Есть метод привлечения фан-групп. На ДЛД у нас должно регулярно выходить ток-шоу на тему Грушинского фестиваля. Мы договорились с президентом фестиваля Борисом Кейльманом и известными бардами о том, что в прямом эфире они будут проводить телевизионные концерты, а после отвечать на вопросы. Добавим сюда огромный архив Грушинского клуба. На выходе — рост аудитории поклонников авторской песни. Существует также огромная армия спортивных болельщиков, привлечением которых займется Сергей Лейбград. Наконец, есть люди, интересующиеся историей и культурой в формате «Самарских судеб». Этим людям мы хотим предоставить возможность получить принципиально новую информацию о событиях и современниках в цифровом формате на ДЛД. Мы видим в числе потенциальных зрителей также тех, кому не хватает добрых, душевных, искренних, человечных передач. Это задача Ольги Король. Наконец, надеемся опять наладить выход программы «Студия ДВА». Вообще, в число первых лиц канала здорово было бы добавить известных в России людей. Сейчас с ними ведутся переговоры. Обобщая, скажу, что мы стараемся формировать преимущества нашего канала, его лицо и «нишевость» за счет вот таких простых и, на мой взгляд, позитивных решений.

- Какой будет идеология нового канала?

- Я как рядовой зритель являюсь достаточно активным потребителем информации на местных эфирных и кабельных телеканалах. Видно, что каждый специализируется на определенном направлении. У экономического канала одна аудитория, у информационного — другая, у муниципального — третья. Мне кажется, мы не будем пересекаться с ними. У нас отсутствует финансирование из какого-либо бюджета, нашим кредо является аполитичность. Что до информационных выпусков, то в традиционной манере, присущей региональным телеканалам, мы их делать не будем. Не сочтите за критику, но новости на всех местных каналах не сильно отличаются друг от друга. Чаще всего встречается одна и та же картинка, одинаковые события освещаются с похожей трактовкой. Мы не конкуренты такого формата. Интереснее и ближе к сердцу я воспринимаю новости в формате ток-шоу, где известные, авторитетные, уважаемые, хорошо говорящие, хорошо думающие, слегка ироничные люди обсуждают новости, произошедшие в городе или области. Они составляют некий информационный клуб из трех-пяти человек.

С их точкой зрения можно не соглашаться, более того, приветствуется принимать сторону того или другого участника событий, активно полемизировать. ДЛД, по сути, будет познавательным, образовательным и прежде всего просветительским каналом. Наши передачи должны увлекать людей, быть позитивными, но не развлекательными. Мы ориентируемся на зрителя, желающего с удовольствием отдохнуть в несколько необычном плане, пройтись по каким-то нехоженым тропам, исследовать и примерить на себя предлагаемую тему. Таков эскизный портрет нашей аудитории. Я не говорю, что эта аудитория больше той, что смотрит телевизор исключительно для развлечения. Однако мы хотим работать для всех, кому интересно жить и открывать для себя что-то новое.

- Эта аудитория будет ограничиваться какими-то возрастными или социальными рамками?

- Ожидается, что возрастной диапазон будет достаточно широкий. Образовательный — тоже. Деления не будет происходить и по социальному уровню и финансовым возможностям. При работе на массовую аудиторию нельзя быть занудами, поэтому мы постараемся обойтись без сложных конструкций и предоставить зрителям отдых в увлекательной и максимально доступной форме. Ни в коем случае не будем строить программы на негативе. Люди за просмотром должны отдыхать, в хорошем смысле этого слова, воспринимая события в положительном ключе. Данная позиция, конечно, уязвима, но мы желаем защищать ее. Идеальное вещание видится нам просветительским.

- И все-таки сложно представить, как вы обойдетесь без развлекательного контента, привычного многим...

- Я не утверждаю, что развлекательные моменты будут полностью исключены. В контенте, который мы сейчас закупаем для нового канала у московских производителей, есть очень интересные комедийные программы, сериалы, фильмы, соответствующие нашей идеологии и формату. Однако в целом рейтинг канала сильно зависит от положительного имиджа местного продукта. Поэтому базовым каналом станет ДЛД. Программу передач будем определять мы. А окна сетки вещания займут «кусочки» приобретенного контента.

- Каким будет соотношение между приобретенным и собственным продуктом?

- На первых порах объем собственного вещания, конечно, будет небольшим. Думаю, 2-3 часа ежедневно при хронометраже купленных программ 21 час. Кабельный канал — коммерческий проект, т.е., запуская его, мы рассчитываем зарабатывать деньги, на которые можно будет делать новые программы и наращивать долю собственного вещания. С каждым месяцем количество приобретенного контента, соответственно, будет сокращаться.

- Наверняка предстоит сделать серьезные вложения?

- Наконец 2010 г. и начало 2011 г. запланированы инвестиции в размере более 10 млн р. Это закупка оборудования, приобретение контента, запуск собственных проектов, заработная плата. Мы надеемся на успешный старт, который позволит привлечь рекламодателей. Бизнес-план обязывает нас выйти на полную окупаемость к следующей весне, а дальше, вероятно, рассчитывать на прибыль.

- Фундамент успеха всегда закладывают люди. Планируете ли вы расширять штат нового канала?

- К нам уже поступают звонки от людей, которые интересуются, нет ли возможности реализовать себя на ДЛД. Пока никаких кадровых решений мы не принимали, но ясно, что штатное расписание предстоит серьезно расширить за счет новых журналистов, режиссеров, операторов, продюсеров и т.д. Уверен, они добавят нам оптимизма и динамики.