Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (334) | 12 июля 2010г.
 

Мечты Качмазова

В Группе «СОК» очень хотят хорошо продать заводы

Сейдамет Абреков

7 июля пресс-служба Группы «СОК» сообщила, что СОК, основным бенефициаром которого является Юрий КАЧМАЗОВ, якобы завершил сделку по продаже своей доли в ЗАО «ВАЗТРАСТ». ЗАО «ВАЗТРАСТ» контролировало доли в автокомпонентных заводах ЗАО «ВАЗинтерСервис (ВИС), ЗАО «Мотор-Супер», ОАО «ОСВАР», ОАО «Завод АВТОСВЕТ», ООО «Комплект-ЛТД» и ЗАО «ВолгаПромМаркет». Весьма странно, что ни доли в обществах, ни покупатель, ни сумма сделки не разглашаются. Если сделка действительно имела место, то маловероятно, что новый собственник долей так или иначе не имеет отношения к ГК «Ростехнологии».

Группа «СОК» объявила о якобы продаже части своего автокомпонентного бизнеса. «7 июля 2010 г. Группа «СОК» завершила сделку по продаже своей доли в ЗАО «ВАЗ-ТРАСТ», которое объединяет автокомпонентные заводы «ВАЗинтерСервис», «Мотор-Супер», «ОСВАР», «АВТОСВЕТ», «Комплект-ЛТД» и Торговый дом «ВолгоПромМаркет». Покупателем выступила одна из российских компаний. Группа «СОК» в дальнейшем намерена сосредоточиться на развитии других направлений бизнеса», — проинформировал руководитель пресс-службы Группы «СОК» Дмитрий Румянцев. Весьма странно, что в Группе «СОК» предпочли не раскрывать размер доли в ЗАО «ВАЗТРАСТ», а также не указывать полных юридических названий предприятий, включая организационно-правовые формы.

Согласно данным из Росстата и ЕГРЮЛ, 31% акций ЗАО «ВАЗТРАСТ» принадлежало ЗАО «ЦО АФК», 19% — ОАО «АВТОВАЗ», 21% — ООО «Технотраст», 29% — ООО «Норд» (см. «Хронограф» №37 (301) от 02.11.09). Таким образом, Группа «СОК» могла продать 50% акций ЗАО «ВАЗТРАСТ», принадлежащих Технотрасту и «Норду». Генеральным директором ЗАО «ВАЗТРАСТ» до последнего времени числился Валерий Щукин. Компания имела одно дочернее предприятие — ЗАО «ВИС», где ей принадлежало 64,81% акций. В свою очередь, по данным Росстата, ЗАО «ВИС» имело несколько дочерних обществ. Среди них ОАО «Завод автомобильных компонентов» (100%), ООО «Завод климатических систем» (100%), ООО «Производство специальных автомобилей ВИС-Авто» (100%), ООО «ВИС-Мед» (51%), ООО «ТТЦ Гальваника» (40%), ОАО «Кавказинтерсервис» (20,42%), ЗАО «Мотор-Супер» (2,6%).

Другие проданные Группой «СОК» компании имели ряд дочерних предприятий. К примеру, ОАО «Завод АВТОСВЕТ» владело ЗАО «АВТОСВЕТ» (100%) и ООО «Универсал» (76,9%). Однако, исходя из информации пресс-службы Группы «СОК» о продаже таких предприятий, как ОАО «ОСВАР», ОАО «Завод АВТОСВЕТ», ООО «Комплект-ЛТД» и ЗАО «ВолгаПромМаркет», стоит предположить, что в рамках предпродажной подготовки в Группе «СОК» доли в подконтрольных компаниях переписывались. Каков истинный размер долей проданных компаний — остается загадкой. Также из логики сообщения Румянцева следует, что якобы Группа «СОК» «намерена сосредоточиться на развитии других направлений бизнеса».

Если же сделка по продаже действительно имело место, то маловероятно, что покупатель — не дружественная государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» структура. В то же время имеется подтверждение, что покупатель — это не ОАО «АВТОВАЗ». «ОАО «АВТОВАЗ» никаких активов ГК «СОК» не покупало. ОАО «АВТОВАЗ» готово в будущем взять в управление ряд автокомпонентных производств», — сообщил руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов.

Здесь важно напомнить, что ранее Группа «СОК» также громко заявляла о старте процедуры продажи ОАО «ИжАвто». Но весной 2009 г. ОАО «ИжАвто» остановило производство, а в августе 2009 г. подало заявление о банкротстве. Генеральная прокуратура РФ назвала банкротство ОАО «ИжАвто» преднамеренным (см. «Хронограф» №31 (295) от 21.09.09). 2 июля 2010 г. должны были состояться переговоры президента — председателя правления ОАО АК «Сбербанк РФ» Германа Грефа и президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова по поводу передачи с ОАО «АВТОВАЗ» на ОАО «ИжАвто» производства автомобилей Lada 2105. Сбербанк является основным кредитором ИжАвто, в залоге у банка находится 51% акций предприятия.

Судя по событиям вокруг ОАО «ИжАвто», сделка по продаже долей в ЗАО «ВАЗ-ТРАСТ» — это скорее только первый шаг к реальной продаже заводов. Хотя, как и в случае с ИжАвто, все может не пойти дальше этого т. н. первого шага. Из этого следует, что вброс информации о продаже заводов скорее выгоден больше Группе «СОК», чем кому-либо еще.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий САВЕНКОВ, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер»

- Идут процессы объединения, глобализации. Поэтому это процесс естественный. Это даст существенное снижение себестоимости автокомпонентов. Все равно что купить ведро картошки или десять мешков картошки. Цена будет другая. Цена на металл будет другая, цена на основные материалы — другая. Но самое важное — это разработка новых компонентов либо модернизация существующих компонентов.

- Если переходить на вашу терминологию по поводу ведер картошки, то сложно сказать, что у СОКа не было способности эти десять мешков купить. С чего вдруг именно сейчас эти заводы продавать?

- Эти разговоры ходят года два. Поэтому я думаю, что СОК решил концентрировать свои силы на других секторах. Слава богу, что компания многопрофильная. Комментировать здесь особо нечего.