Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (314) | 15 февраля 2010г.
 

Прикроются социальной значимостью

Отсутствие четкой картины пассажиропотока позволяет спекулировать на этой теме

Евгения Андросова

В конце января мэрией были утверждены объемы субсидий автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки льготных категорий граждан. По сравнению с прошлым годом объемы субсидирования были уменьшены почти в два раза. Транспортные предприятия столкнутся с необходимостью оптимизировать свои расходы. Отсутствие четких данных исследования пассажиропотока в Тольятти позволяет отдельным перевозчикам спекулировать на этой теме.

20 января мэр Тольятти Анатолий Пушков подписал постановление №87-п/1 «О распределении субсидий исполнителям услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом в Тольятти на 2010 г.». Согласно приложению в бюджете на 2010 г. заложены субсидии предприятиям, организующим перевозки льготных категорий граждан. Это муниципальные предприятия МП «ТПАТП-3» (АТП-3) и МП «ТТУ», а также частная компания ООО «Авто-Фарт».

Те же компании осуществляют перевозки на нерентабельных городских маршрутах, возмещение затрат на организацию которых также предусмотрено в бюджете. Кроме того, субсидированию подлежит организация перевозок отдельных категорий граждан на дачных маршрутах автомобильным и речным транспортом. Этим в Тольятти занимаются АТП-3 и ОАО «Порт Тольятти» соответственно. Всего в бюджете 2010 г. на субсидирование пассажирских перевозчиков запланировано 162,341 млн р., что почти в два раза меньше, чем в 2009 г. Общее финансирование отрасли по сравнению с прошлым годом уменьшено где-то на 40%.

Городские предприятия, фактически живущие на субсидии бюджетов разных уровней, столкнутся в 2010 г. с необходимостью оптимизировать расходную часть и искать какие-то внутренние резервы.

В данном случае вполне логичным выглядит решение о сокращении убыточных рейсов. Причем речь идет не о закрытии нерентабельных маршрутов вообще, а о привлечении альтернативного перевозчика.

«Давайте сделаем обычный рейсовый анализ. Кто-нибудь его делал когда-нибудь? Предприятия должны были иметь его давно. Это их работай трата денег, в т.ч. бюджетных. Затраты должны быть обоснованными. Если они этого не делают, значит, кто-то чего-то недорабатывает. Поэтому и кредитов набрали в свое время, и бюджетные средства нормально освоить не могут», — комментирует ситуацию руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий Таранов.

Отсутствие четких данных масштабного исследования пассажирских потоков в городе рождает почву для определенных спекуляций, в т. ч. и на теме перевозок льготников.

«При принятии бюджета города на 2010 г. было сокращено на 50% финансирование возмещения затрат по перевозкам пассажиров льготной категории на нерентабельных рейсах. Поэтому увеличился интервал движения автобусов в два раза и пассажиры, имеющие льготы по проезду, вынуждены длительное время стоять на остановках в ожидании автобуса. Также хочу отметить, что на сегодняшний день в «Авто-Фарте» стоит вопрос выживания, т.к. работа идет с большим дефицитом оборотных средств на приобретение топлива и запасных частей», — рассказал директор ООО «Авто-Фарт» Василий Антоненко.

Примечательно, что «Авто-Фарт» осуществляет перевозку льготников на городских маршрутах № 20, 31, 32. Эти же маршруты считаются им нерентабельными. При этом наблюдатели, близкие к ситуации, отмечают, что именно эти маршруты по Автозаводскому р-ну обслуживают основной поток людей, пользующихся автобусами. Другие новогородские маршруты в основной своей массе завязаны на перевозке работников ОАО «АВТОВАЗ», поэтому их схема движения для других горожан не очень удобна.

«У нас есть альтернативный перевозчик. Муниципальные предприятия стали возить меньше льготников, потому что возить пять человек невыгодно. А пустить ту же «газель» выгодно.

Поэтому многие маршруты сейчас обслуживаются коммерческим транспортом. У некоторых даже нет валидаторов, чтобы учитывать льготников. Но они все равно возят льготников, получается, что бесплатно. И им это выгодно, потому что они собирают пассажиров», — считает Таранов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь МИТЧИХИН, директор МП «ТПАТП-3»

- 2009 г. для МП ТПАТП №3 был сложным. Но по полученным результатам работы МП ТПАТП №3 в 2009 г. можно отметить положительные тенденции в деятельности предприятия. Нами предприняты меры по снижению налоговой задолженности, выплачены кредиты, полученные в 2005-2006 гг. Предприятие организовало в сложнейших условиях, при отсутствии оборотных средств пассажирские перевозки на ОАО «АВТОВАЗ», сохранило объемы перевозок, выполняемых на городских социально значимых маршрутах. Предприятие проводит работу по оптимизации и сокращению своих затрат. Разработан и внедрен комплекс планово-предупредительных мероприятий по повышению уровня безопасности движения и перевозок пассажиров. В 2009 г. значительно снижено количество ДТП с участием транспорта предприятия. Ведется постоянная работа по оптимизации организационной структуры предприятия, повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Решается проблема кадрового дефицита водителей. В настоящее время нами рассматриваются варианты замены морально и физически устаревших автобусов, работающих на городских маршрутах, на современные комфортабельные автобусы средней вместимости. Также идет поиск возможных решений по увеличению количества подвижного состава для обеспечения стабильных и востребованных пассажирских перевозок. Надеемся, что при поддержке муниципалитета мы сможем вывести общественный транспорт на новый качественный уровень.