Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (314) | 15 февраля 2010г.
 

Есть что скрывать

Мэрию Самары заставили рассказать об аренде площадей МОУ

Иван Григорьев

11 февраля и.о. руководителя департамента образования (ДО) Самары Наталья КУДРЯВЦЕВА доложила об эффективности использования площадей муниципальными образовательными учреждениями (МОУ). Выяснилось, что большинство соглашений заключено на неопределенный срок, а величина арендной платы, равно как и ее кассовое исполнение, и вовсе не прописана в документе. При этом даже представленные общественности скудные данные до последнего момента тщательно скрывались. По мнению наблюдателей, это свидетельствует о непрозрачности всего процесса сдачи площадей МОУ в аренду.

Информация о размере площадей, переданных МОУ в аренду сторонним организациям, попала в руки депутатов Думы г.о. Самара (ДГОС) только с третьего раза. Чиновники от образования продолжительное время не желали предоставлять никаких ответов на запросы профильного комитета ДГОС. В случае с запросом «Хронографа» получилось еще интереснее. Руководитель ДО Сергей Шабаев (на фото) сообщил редакции, что здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) в аренду сторонним организациям не сдаются. Что касается МОУ, то они, по утверждению Шабаева, также не передают в аренду сторонним организациям площади, «необходимые для ведения образовательного процесса».

Однако после того как 11 февраля в ДГОС была обнародована информация о договорах аренды, выяснилось, что данные тезисы являются по меньшей мере спорными.

Заметим, что из-под характеристики «необходимые для ведения образовательного процесса» можно технично вывести любые площади и помещения как внутри МОУ, так и на прилегающей территории. Соответственно, у департамента управления имуществом мэрии, закрепляющего за МОУ движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления, появляется достаточный простор для совершения выгодных арендных действий.

Несмотря на наличие в отчете названий МОУ-арендодателей, сторонних организаций с указанием вида деятельности на предоставленных площадях, а также описания помещений с точным числом сдаваемых в аренду квадратных метров, эффективность их использования департаментом имущества и департаментом образования обосновать не смогли.

Большинство соглашений заключено на неопределенный срок, а величина арендной платы, равно как и ее кассовое исполнение по периодам, попросту отсутствует в тексте представленных документов. И.о. руководителя ДО Наталья Кудрявцева ограничилась общими словами о том, что план собираемости по аренде на 2009 г. составлял 34,47 млн р. Наделе поступления получились даже больше — 35,5 млн р., однако 14 млн р. из них являются нереализованным сбором за 2008 г. Выходит, что по плану 2009 г. в имущественном департаменте недобрали примерно 20,5 млн р. Недосдача в аренду помещений на сумму 2,1 млн р. здесь служит слабым утешением.

Наметившаяся тенденция к сокращению арендных площадей в пользу увеличения территории для учебного процесса еще больше снижает эффективность работы с «состоятельными» арендаторами, к коим можно отнести держателей стоматологических кабинетов, складов, офисов и т.д. Но самым болезненным остается вопрос формирования цены за 1 кв.м того или иного учреждения. В данный момент ее, оказывается, определяет независимая оценочная комиссия или организация. Руководствуясь их рекомендациями, департамент управления имуществом и заключает договоры аренды. Справедливость существующих расценок подвергается большому сомнению. По мнению собеседника «Хронографа» в кулуарах ДГОС, «метры в школах при полной непрозрачности финансовой отчетности сдаются, скорее всего, за сущие копейки».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.