Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (313) | 8 февраля 2010г.
 

Коварный сверхлимит

Мэрия Тольятти, ТЕВИС и АВТОВАЗ выбирают плательщика

Михаил Куракин

10 февраля в мэрии г. Тольятти пройдет очередное совещание по проблеме оплаты сбросов дождевых стоков с селитебной территории Автозаводского р-на. Данный вид стоков ввиду отсутствия очистки с 1 января 2010 г. признан сверхлимитным. В результате стоимость сброса этих стоков в водохранилище возрастает как минимум до 26 млн. р. в год. Согласно законодательству этот вид стоков относится к компетенции местных органов власти. Однако мэрия не торопится закладывать эти расходы в городской бюджет. Подобная несогласованность может привести к негативным последствиям.

В поисках плательщика

Еще в конце октября 2009 г. отдел водных ресурсов Нижневолжского БВУ по Самарской обл., рассмотрев материалы «Расчет нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект — Куйбышевское водохранилище, со сточными водами ОАО «АВТОВАЗ», утвердил нормативы допустимого сброса до 2013 г. Норматив вступил в силу с 1 января 2010 г. В результате поверхностный сток, к которому относятся дождевые и талые воды с селитебной территории Автозаводского р-на, решено считать сверхлимитным. Водный кодекс РФ (п. 6 ст. 60 ), регулирующий деятельность водопользователя, гласит: «При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов».

Вопрос о том, кто будет осуществлять ежегодную выплату в сумме 26 млн. р., остается открытым. ОАО «ТЕВИС» со своей сетью, присоединенной к сетям АВТОВАЗа, является его абонентом, а тот, в свою очередь, — водопользователем, осуществляющим сброс сточных вод, собранных с территории Автозаводского р-на, в Куйбышевское водохранилище через заводскую канализационную систему. Источники в ТЕВИСе отмечают, что в конце минувшего года в организацию поступило письмо, в котором руководство автозавода заявило о необходимости принятия срочных мер, чтобы исключить поступление ливневых стоков с территории Автозаводского р-на в заводскую систему, и решить вопрос строительства очистных сооружений. Что касается первого требования, то его исполнение может привести к чрезвычайной ситуации на территории Автозаводского р-на в период весеннего паводка. В отношении второго можно сказать, что оно направлено не по адресу. ТЕВИС в данном случае не является водопользователем. Почти все «спорные» стоки поступают с муниципальных дорог и объектов жилищного фонда.

Технологическая подоплека

Важно отметить, что система сточных коллекторов, смонтированная на территории Автозаводского р-на, имеет достаточно странное, если не сказать нелогичное, устройство. Сточные воды с «ливневок» АВТОВАЗа поступают в очистные сооружения и лишь после очистки сбрасываются в водохранилище. Коллектора, по которым происходит сброс дождевых стоков с селитебной зоны Автозаводского р-на, фактически напрямую врезаны в коллектор, по которому с очистных автозавода происходит сброс очищенных стоков, т. е. городские стоки никакой очистки не проходят.

Весенний паводок не будет дожидаться решения тольяттинской мэрии
Весенний паводок не будет дожидаться решения тольяттинской мэрии

В беседе с корреспондентом «Хронографа» ветеран автозавода, а ныне советник мэра г. Тольятти Наум Штрих отметил, что еще в 1994 г. под его руководством был разработан проект очистных сооружений ливневой канализации, но реализован он так и не был.

Примечательно, что на АВТОВАЗе действительно существует проект модернизации очистных сооружений ливневых сточных вод, идущих с территории завода. Однако в настоящее время этот проект проходит экспертизу без учета стока с селитебной территории Автозаводского р-на. Таким образом, модернизация или строительство очистных сооружений все-таки будет происходить до врезки в общий коллектор городских сточных вод, а не после этого.

В беседе с корреспондентом «Хронографа» руководитель департамента городского хозяйства мэрии г. Тольятти Александр Шабунин отметил, что вопрос еще до конца не решен.

Пропавшие очистные

29 января программа комплексного социально- экономического развития г. Тольятти повторно, уже в доработанном виде была представлена на суд членов правительства РФ (см. «Хронограф» №3 (312) от 01.02.10). Примечательно, что в период подготовки программы предполагалось одним из объектов финансирования сделать очистные сооружения автозавода. Их строительство позволило бы решить массу городских вопросов. Однако в поздних вариантах программы этот пункт по непонятным причинам был исключен.

В этой ситуации нерасторопность мэрии в части финансирования сверхлимитов по стокам с территории Автозаводского р-на выглядит особенно тревожно. Ведь чиновникам известно намерение собственника коллекторов их перекрыть. Ситуация может сложиться крайне напряженная, причем ссылаться на отсутствие средств было бы не совсем логично. Это как раз тот случай, когда необходимо проявить административную волю и должную оперативность. Достаточно вспомнить, что с начала года мэрии г. Тольятти удалось сэкономить на различных тендерах, торгах и аукционах весьма внушительные суммы. 28 декабря 2009 г. мэрией г. Тольятти был проведен весьма выгодный открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на предоставление кредитных ресурсов в первом полугодии 2010 г. Общая сумма привлекаемых ресурсов составляет 700 млн. р. Предложенные ОАО «Балтийский банк» условия позволили сэкономить более 20 млн. р. (см. «Хронограф» №1 (310) от 18.01.10). Перераспределение хотя бы этих средств на покрытие оплаты сверхлимитов позволило бы существенно снизить напряженность. «Чисто технически с бюджетом можно сделать все. Можно и детей оставить без питания. Но вы же понимаете, что никто этого делать не будет. Поэтому, чтобы говорить о каких-то цифрах, давайте дождемся решения рабочей группы», -отметил первый заместитель мэра г. Тольятти Вадим Кирпичников.

Стоит напомнить, что до 1 мая 2010 г. мэру г. Тольятти Анатолию Пушкову предстоит отчитаться о проделанной в 2009 г. работе перед губернатором Самарской обл. Владимиром Артяковым. Необходимость подобных ежегодных отчетов регламентирована указом президента РФ №607 от 28 апреля 2008 г. В приложении к указу «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления...» (п. 30) говорит о том, что в отчете мэра должны быть представлены показатели удовлетворенности населения деятельностью городского руководства. Не исключено, что в случае отсутствия договоренности между мэрией, АВТОВАЗом и ТЕВИСом Анатолию Пушкову будет весьма непросто объяснить губернатору причины недовольства населения города. Тем более что сводный отчет, составленный в т. ч. из отчетов муниципалитетов, губернатор представит на суд правительства РФ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наум ШТРИХ, ветеран ОАО «АВТОВАЗ», советник мэра Тольятти

- Когда начали строить автозавод, существующие на тот момент строительные нормы разделили ливневую канализацию на чистую, с жилой части города, и условно загрязненную — с территории завода. Для очистки заводских стоков были построены дождевые пруды в районе северной части ТЭЦ. Оттуда идут напорные коллектора, в которые почти перед сбросом в водохранилище врезаются городские стоки с селитебной территории Автозаводского р-на. В 1994 г. под моим руководством был разработан проект очистных сооружений ливневой канализации. Их планировали построить на берегу Волги. Началась перестройка, и на этом все заглохло. Что сейчас творится — понятия не имею.

Александр ШАБУНИН, руководитель департамента городского хозяйства мэрии Тольятти

- Вопрос еще до конца не решен. Пока мы проводим рабочие совещания. Собираемся встретиться с государственными инспекциями, которые этим вопросом занимаются. И тогда станет ясно, будем ли платить, в каком размере, за какие объемы. Пока вопрос сырой. Но дело в том, что почти 95% ливневых стоков Автозаводского р-на как раз поступают от муниципальных дорог и жилого фонда. В этом вся проблема. Вы не переживайте. Мы этот вопрос разрешим. Недели через две-три я вам уже четко скажу, как это будет.