Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (313) | 8 февраля 2010г.
 

Теснят «Центральный»

В Самаре строят автовокзалы и укорачивают маршруты

Илья Казаков

С 1 февраля в Самаре изменилась схема движения сразу пяти автобусных маршрутов, конечные станции которых находятся за пределами города. Решением мэрии начальные пункты маршрутов были вынесены за границы городского округа — за Южное кладбище с юга и за пост ГАИ на Аэропортовском шоссе с севера. Чтобы иметь возможность передвигаться до них из города, скорее всего, будут созданы дополнительные частные маршруты. Это решение стало первым с момента подписания мэром Самары Виктором ТАРХОВЫМ постановления об оптимизации маршрутной сети. На фоне этого становится теперь понятна и логика начала строительства в Самаре сети новых пригородных автовокзалов.

Согласно официальному сообщению мэрии теперь автобус №74, отправляющийся из Самары от автовокзала «Центральный» в пос. Алексеевка, будет начинать свой путь от поста ГАИ на Аэропортовском шоссе. То же самое касается и маршрута №75, который ранее стартовал из Самары от автостанции «Аврора» до пос. Смышляевка, маршрута №80, направлявшегося с автостанции «Аврора» до пос. Петра-Дубрава, и маршрута №298 «Железнодорожный вокзал — пос. Алексеевка». Автобусы маршрута №77д, доставляющие людей из Самары в пос. Преображенка, также теперь начинают свой путь в пригород Самары не от Пригородного автовокзала, а от Южного кладбища. Т.е. пассажирам теперь гарантирована как минимум одна пересадка.

Такие странные изменения в движении транспорта в администрации объясняют тем, что департамент транспорта мэрии Самары отвечает лишь за перевозки внутри города. Проезд по области должен находиться в ведении областных властей.

Это действительно следует из ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и закона Самарской обл. «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской обл.». С момента вступления этих законов в силу прошел не один год. Но почему-то решение об этом было принято именно сейчас. Руководитель департамента транспорта мэрии Самары Андрей Романико пояснить это не смог. Вероятно, сокращение длины маршрутов путем урезания их внутригородской части стало частью мероприятий, предусмотренных постановлением администрации Самары №11-р «Об оптимизации маршрутной сети», опубликованным 18 января 2010 г. (см. «Хронограф» №3 (312) от 01.02.10).

Планировалась, что реализация планов по оптимизации будет идти в два этапа, связанных с истечением срока действия договоров на осуществление пассажирских перевозок, заключенных между транспортными предприятиями и администрацией города. Соответственно, первый этап коснулся маршрутов, по которым договоры истекли в период с октября по декабрь 2009 г. Второй этап определяется истечением срока контрактов в период с первой декады января 2010 г. по декабрь 2013 г. Но при этом непонятна сама схема выбора маршрутов, попавших под сокращение. Неясно также, почему туда попал только муниципальный транспорт.

К примеру, после сокращения через Южное кладбище продолжают ходить автобус №114 с Пригородного вокзала в с. Красноармейское и автобус №102 — с пл. Революции в с. Журавли. А через остановку «Пост ГАИ» на Аэропортовском шоссе также проходит автобус №112 — от пл. Кирова в с. Новый Сарабай.

При этом маршрутки, дублирующие движение автобусов, продолжают исправно ходить. Кроме того, эксперты полагают, что за счет маршруток также будет решен вопрос подвоза пассажиров к новым конечным точкам пригородных урезанных маршрутов. По мнению экспертов, подвоз пассажиров по этим выгодным направлениям может достаться компаниям бизнес-структур, лояльных Тархову.

На фоне оптимизации маршрутной сети продолжается и реализация генплана города, согласно которому рассматривается несколько вариантов размещения автовокзалов для разных направлений: южного, северного, восточного. Причем две площадки уже определены: автостанция «Аврора» (это так называемый «Восточный автовокзал») и площадка в районе Хлебной площади — «Южный автовокзал». На месте «Авроры» сейчас строятся временное здание автостанции и временный диспетчерский пункт. Причем, по данным источников «Хронографа», подрядчиком по всем трем проектам якобы выступает некая московская компания. Андрей Романико предпочел не отвечать на запрос «Хронографа» относительно того, какая именно компания выступает подрядчиком. Очевидно, что строительство новых автовокзалов в первую очередь может затронуть интересы владельцев автовокзала «Центральный».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.