Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (313) | 8 февраля 2010г.
 

Голосов не хватило

Двум мировым судьям пришлось уйти по собственному желанию

Татьяна Федорова

27 января состоялось первое в нынешнем году заседание квалификационной коллегии судей (ККС) Самарской обл. На коллегии было рассмотрено представление председателя Самарского областного суда Любови ДРОЗДОВОЙ (на фото) о лишении статуса двух мировых судей — Аллы СЕМАЕВОЙ и Оксаны СКРЯБИНОЙ. Однако ККС не проголосовала за данное решение, и судьи ушли в отставку по собственному желанию. Основанием для дисциплинарного взыскания стали судебные приказы, вынесенные в отношении должников ОАО «Альфа-банк» с нарушением подсудности.

Председатель областного суда Любовь Дроздова обратилась в ККС с представлением о привлечении мировых судей Аллы Семаевой и Оксаны Скрябиной к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 12-1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в виде прекращения полномочий. Как было установлено коллегией, обе судьи выдали в общей сложности более трех тысяч судебных приказов в отношении должников ОАО «Альфа-банк». При этом все фигуранты приказов не проживают на территории области и не были извещены о процессах. Все судебные приказы были вынесены в судах по месту регистрации юридического лица — Центра Поволжской дирекции по взысканию просроченной задолженности ОАО «Альфа-банк».

Судебный приказ должен быть вынесен в течение пяти дней со дня поступления заявления о его выдаче, но Семаева и Скрябина принимали решение в день поступления. В соответствии с ГПК «вынесение судебного приказа без учета мнения должника рассматривается как нарушение принципа диспозитивности, который позволяет признать доказанными фактические обстоятельства дела только при наличии волеизъявления двух сторон». Например, с жалобой на судебный приказ в областной суд обратился житель Москвы Андрей Филиппов.

Он заключал договор с банком еще в 2004 г. сроком на один год. Все документы подписывались в Москве. Почему судебный приказ о взыскании был вынесен в Самаре, для него осталось загадкой. Помимо этого мировой судья Алла Семаева заверяла документы факсимильной подписью, что нарушает Гражданско-процессуальный кодекс.

При рассмотрении представления членами ККС было установлено, что, действительно, в действиях мировых судей просматривается грубейшее нарушение закона, а именно несоблюдение правил подсудности. Иски должны были подаваться в мировые суды по месту проживания должника. Вопрос о прекращении полномочий судей принимается ККС, как правило, тайным голосованием, причем отставку обеспечивают не менее двух третей голосов. На этот раз представление Любови Дроздовой поддержало меньшее количество. Алла Семаева и Оксана Скрябина были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.

На этом же заседании судьи Семаева и Скрябина написали заявление об отставке по собственному желанию. Таким образом, они не лишены статуса, а добровольно ушли в отставку, сохраняя за собой звание судьи. Не исключено, что через некоторое время они пожелают вернуться, но тогда им придется вновь пройти ККС. Как правило, претенденты, уже имеющие подобные дисциплинарные взыскания, не имеют шансов пройти процедуру утверждения.

Комментарии

Татьяна РОЩИНА, председатель квалификационной коллегии судей Самарской обл.

- На первом в этом году заседании квалификационной коллегии судей, действительно, было рассмотрено представление председателя Самарского областного суда Любови Дроздовой. Представление касалось привлечения мировых судей Аллы Семаевой и Оксаны Скрябиной к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 12-1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в виде прекращения полномочий. В представлении было отказано и наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения за совершение дисциплинарного проступка. Их полномочия были прекращены по личному заявлению. Обе судьи поработали более девяти лет с момента создания института мировых судей. У них есть десять дней для обжалования данного решения в вышестоящую инстанцию — Верховный суд. Будут ли они это делать, неизвестно. Скрябина и Семаева нарушили правила подсудности. У квалификационной коллегии не было оснований полагать, что между банком и судьями существовала некая договоренность, в противном случае это стало бы основанием для привлечения к уголовной ответственности. Это была грубая ошибка, которая в свою очередь могла сформировать негативное отношение к судейской системе в целом. Законом о статусе судей предусмотрены такие виды дисциплинарного воздействия, как предупреждение и прекращение статуса судьи.