Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (312) | 1 февраля 2010г.
 

Путь реформатора

Когда выгода не совпадает с целью

Илья Казаков

К свободе принятия решений по ОАО «Моторостроитель» корпорация ОАО ОПК «Оборонпром» шла с 2008 г. Распоряжение о внесении в течение десяти месяцев госакций «Моторостроителя» в уставный капитал Оборонпрома в начале октября 2008 г. подписал председатель правительства РФ Владимир ПУТИН. Но уложиться в срок у корпорации не получилось. Чтобы внести в устав предприятия положение о «золотой акции», необходимо было согласие 75% акционеров, которое теперь, вероятно, будет принято в ближайшее время.

Стоит напомнить, что сразу после получения Оборонпромом в 2008 г. акций «Моторостроителя» и ОАО «СНТК им. Кузнецова» было заявлено, что долг переданных самарских двигателестроительных предприятий составляет 7 млрд р. при их общей годовой выручке 3,5 млрд р. Начавшиеся денежные вливания Оборонпрома не привели к существенному изменению ситуации, и корпорация приступила к радикальному сокращению их производственных мощностей и персонала, для чего требовался также мажоритарный пакет акций, которые были сосредоточены у лиц, аффилированных ООО «Управляющая компания «Каскол», ЗАО «Двигатели НК» и генеральному директору Техоборонпрома Алексею Леушкину.

Используя 38% акций — изначальный пакет государства — путем достижения договоренностей с коммерческими структурами и финансовыми вливаниями корпорации, довольно быстро удалось заполучить контрольный пакет. Устранение всех препятствий с акциями означает, что процесс объединения «Моторостроителя», СНТК и ОАО «СКБМ» в единое предприятие переходит в активную фазу. Но, по мнению аналитиков, это может означать закат самарских оборонных предприятий.

Ранее Оборонпромом анонсировалось, что на базе трех предприятий будет создано единое юридическое лицо. При этом серийное производство будет сосредоточено на производственной площадке «Моторостроителя», на Заводском шоссе, а весь испытательный комплекс останется на площадке СНТК. Причем дублирующие мощности в пос. Управленческом будут реструктуризированы, а трудовой коллектив всех трех предприятий будет оптимизирован, что неминуемо может привести к усилению напряженности на рынке труда региона. Причем при продолжающемся сложном финансовом положении завода говорить об инновационном будущем развития сразу после консолидации акций эксперты считают преждевременным. Вслед за вложениями в объединение активов должны последовать другие инвестиции.

Причем при отсутствии заказов по линии Минобороны и ОАО «Газпром» говорить о развитии предприятий создаваемого комплекса не приходится. Тем более что Газпрому при сокращении доходов от поставок газа тратиться на новые агрегаты будет сложнее.

Справка:

ОАО «Моторостроитель» — оборонное предприятие, занимается ремонтом и изготовлением авиационных двигателей марки НК для самолетов стратегической авиации, а также серийным производством ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз», «Союз-2» и «Молния». В общем объеме производства предприятия доля государственного заказа занимает 47%, из которых две трети приходится на заказы Роскосмоса. «Моторостроитель», единственный в России, выпускает двигатели для ракет-носителей, предназначенных для пилотируемых запусков в космос.