Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (312) | 1 февраля 2010г.
 

В роли варяга

Рудзинскому предстоит заняться оптимизацией маршрутной сети Самары

Илья Казаков

28 января вступило в силу распоряжение Виктора ТАРХОВА о проведении мероприятий по оптимизации маршрутной сети Самары. Эта работа может обернуться для частных участников рынка обычным переделом сфер влияния. Такая работа для местных чиновников, с одной стороны, может оказаться весьма выгодной, с другой — опасной. Вполне возможно, что именно под этот проект и был приглашен на работу в мэрию Самары из Тольятти Анатолий РУДЗИНСКИЙ (на фото).

Постановление администрации г.о. Самара №11-р было опубликовано 18 января 2010 г. Как подчеркивается в комментариях к распоряжению, приоритет в перераспределении маршрутов будет у муниципального транспорта, который якобы несет убытки из-за частных перевозчиков. Участники рынка считают распоряжение лишь формальным поводом, чтобы убрать с рынка неугодные компании.

Документ включает в себя четыре пункта, два из которых говорят о том, что оптимизация маршрутной сети будет производиться согласно плану, разработанному Научно- исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры. Контролировать исполнение программы назначен руководитель департамента транспорта администрации Самары Андрей Романико. Однако, учитывая опыт с утверждением тарифов на проезд на 2010 г., скорее всего, наиболее непопулярные решения будут выходить за подписью его заместителя Анатолия Рудзинского. Для этого Романико нужно будет лишь в нужный момент покинуть на время свой пост (болезнь, командировка, отпуск). После чего документы в качестве и.о. руководителя департамента будет подписывать Рудзинский.

Разработка программы по оптимизации маршрутной сети Самары велась в два этапа. Они были связаны с истечением срока действия договоров на осуществление пассажирских перевозок, заключенных между транспортными предприятиями и администрацией города. Соответственно, первый этап коснулся маршрутов, по которым договоры истекают в период с октября по декабрь 2009 г.

Второй этап определяется истечением срока контрактов в период с первой декады января 2010 г. по декабрь 2013 г. В 2009 г. срок действия договора закончился у ООО «Арсенал», ООО «Луч» и ООО «Газ Моторс». Они работали на десяти маршрутах, восемь из которых, по мнению специалистов департамента транспорта, дублировали муниципальные. Их было решено закрыть.

Важно то, что в данном случае администрация идет на непопулярные меры. Ведь заявленная оптимизация сети изначально носит все-таки рекомендательный характер, но департамент транспорта взял ее за руководство к действию. При этом в администрации оправдываются тем, что приоритет в вопросе оптимизации отдается муниципальному транспорту, который ежегодно заявляет о том, что его работа нерентабельна. И, вероятно, теперь в этом ему мешают частные перевозчики-конкуренты. Учитывая, что стоимость проезда в муниципальном транспорте с января 2010г. выросла с 12 до 15р., в2008г. цена проезда выросла с 7 до 10 р., в 2009 г. — с 10 до 12 р. (см. «Хронограф» №45 (309) от 28.12.09), то фактически жителей города склоняют к монополии, когда у самарцев не останется альтернативы.

Причем, по оценкам аналитиков, массовое использование общественного муниципального транспорта не изменит его «плачевного финансового положения». Его рентабельность, как выяснилось, не зависит от цены на билет и количества пассажиров.

Согласно отчету выручка МП «ТТУ» в 2007 г. при 7 р. за проезд составляла 1,06 млрд р. и выросла при повышении до 10 р. до 1,28 млрд р. — всего на 20,7%.

При аналогичных тарифах у МП «Пассажирский автомобильный транспорт» в 2007 г. выручка составила всего 300 млн р., а после повышения в 2008 г. — 812 млн р., почти в 2,5 раза выше. За аналогичный период повышений с 2007-2008 гг. в два раза выросла выручка самарского метрополитена.

Учитывая вышеперечисленное, неудивительно, что приложения к постановлению о повышении тарифов в 2010 г. подписал не Тархов и не Романико, а и.о. департамента транспорта Анатолий Рудзинский, в прошлом руководитель тольяттинского МП «ТПАТП-3». Образ варяга, который принимает непопулярные решения, используется в самарской мэрии со времен экс-мэра Самары Георгия Лиманского.

Более того, официальная оптимизация маршрутной сети, которую затеяла мэрия Самары, может обернуться для частных участников рынка обычным переделом сфер влияния. Такая работа для местных чиновников, с одной стороны, может оказаться весьма выгодной, с другой — опасной. Вполне возможно, что именно под этот проект и был приглашен на работу в мэрию Самары из Тольятти Анатолий Рудзинский. В Тольятти он отличился тем, что на протяжении многих лет возглавлял МП «ТП АТП-3», сдерживая в последние годы экспансию частных перевозчиков. Делал это, скорее всего, с негласной подачи руководства Тольятти, пускай даже и путем получения отрицательных финансовых и экономических показателей деятельности АТП-3. Однако для него это в итоге закончилось уходом с должности. Вряд ли в Самаре Рудзинский согласится повторить свои тольяттинские ошибки. В этом случае Тархову впору будет задуматься над тем, в чью пользу Рудзинский в итоге будет осуществлять оптимизацию маршрутной сети наделе, а не на бумаге.