Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Пошли на риск

«Диверс Моторс» открывает автосалон в разгар кризиса

Илья Казаков

10 декабря открылся автосалон ООО «Диверс Моторс Авто», дилер Jaguar и Land Rover в Самаре. Открытие прошло с неполным модельным рядом обеих марок во временном помещении с арендной ставкой в 800 тыс. -1 млн. р. в месяц и в момент 52-процентного спада продаж автомобилей в России. За полтора года дилеру нужно суметь построить в Самаре полноценный шоурум и в течение пяти лет окупить вложенные средства, иначе ему будут искать замену.

Ранее открытие уже переносилось на апрель, потом — на лето 2009 г., но из-за кризиса состоялось лишь в декабре. Центр расположился на площадке в 1 тыс. кв. м, арендованной в банковско-офисном центре на ул. Авроры. Директор ООО «Диверс Моторс Авто» Александр Зайцев признался, что это временное помещение. Согласно дилерскому договору ООО «Диверс Моторс Авто» взяло на себя обязательство построить полноценный шоурум для Jaguar и Land Rover уже к концу 2011 г. «Функционирование во временном автосалоне накладывает дополнительную финансовую нагрузку на деятельность предприятия», -сообщил Зайцев. Но сколько именно составляет арендная плата, он не стал уточнять. Девелопер офисного центра «Индест-девелопмент» также отказался комментировать ставки аренды. Однако эксперты оценивают ставку не менее чем в 800 тыс. — 1 млн. р. в месяц.

По мнению экспертов, столь высокая арендная цена будет оправдана лишь в случае, если будут продаваться 2-3 автомобиля Jaguar и Land Rover в месяц. За эту возможность самарскому дилеру предстоит жесткая конкуренция с тольяттинским ООО «Авангард» (Land Rover, Jaguar, Volvo), аффилированным ЗАО «Пурпе». Тольяттинцы в 2008 г. продали 40 автомобилей. Это порядка 3-4 машин в месяц. Причем в январе, апреле «Авангард» не продал ни одного автомобиля. Лишь в марте тольяттинцам удалось реализовать два Jaguar.

Тем не менее, директор по продажам и маркетингу Jaguar Land Rover в России Алексей Шилыковский почему-то считает, что конкуренции между салонами не будет. «Открытие салона было продиктовано недостаточным насыщением рынка Самары автомобилями Land Rover и Jaguar. He всем клиентам удобно ездить в Тольятти, чтобы купить или отремонтировать автомобиль», — считает Шилыковский. На фоне 52-процентного спада продаж автомобилей в России эксперты считают эти прогнозы неоправданно оптимистическими.

Салоны Jaguar в количестве больше одного в регионе существуют лишь в Москве и Санкт-Петербурге — в городах с высокой численностью населения и развитой агломерацией. Ни Татарстан, ни Нижегородская обл., ни другие регионы, равноценные Самарской обл., не имеют в активе более одного автосалона Land Rover и Jaguar.

Отчасти руководители признают переоценку рынка сбыта. Шилыковский оправдывается тем, что «переговоры шли еще в докризисные времена и была пройдена точка невозврата». А Зайцев обозначил опорой автосалона не продажи, а сервис.

Впрочем, при наличии официальных дилеров в Ульяновске, Уфе, Тольятти и Нижнем Новгороде непонятно, кого именно он имеет в виду. Неопределенность с потенциальными клиентами и с позицией на рынке ставит «Диверс Моторс Авто» в жесткие рамки. К тому же согласно дилерскому договору компания в кризисные времена должна изыскать средства на постройку шоурума. По оценкам экспертов, это не менее $12-15 млн. в зависимости от проекта. В течение пяти лет дилер должен окупить вложенные средства. С учетом вала банкротств автодилеров банки сегодня достаточно осторожно подходят к вопросам кредитования этого сектора бизнеса. Не исключено, что ООО «Диверс Моторс Авто» уже известно об этой проблеме.

Комментарии

Алексей ШИЛЫКОВСКИЙ, директор по продажам и маркетингу Jaguar Land Rover в России (г. Москва)

- Кризисные явления, безусловно, сказались на продажах брендов Jaguar Land Rover, в процентном соотношении продажи упали на 52%. На данный момент кризис достаточно глубок, трудно ожидать большой поток клиентов, деньги у многих заканчиваются. Но решение об открытии салона принималось не вчера и не месяц назад. Учитывая, что полноценный дилерский центр будет запущен в 2011 г., прогнозируя некую экономическую ситуацию и развитие рынка, проект должен окупить вложенные в него средства в срок не более пяти лет. Или мы будем пересматривать партнера.

Александр ЗАЙЦЕВ, директор ООО «Диверс Моторс Авто» (г. Самара)

- На сегодняшний день мы говорим не об окупаемости этого проекта, а о его функционировании, работе и положительной рентабельности. Уместнее говорить об окупаемости постоянного дилерского центра. На сегодняшний день окупаемость рассчитать достаточно трудно, но все равно это не больше 7-8 лет. До кризиса дилерские центры премиум-сегмента окупались в крупных городах за 4-5 лет.