Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (276) | 6 апреля 2009г.
 

Играют задвижками

Рынок ЖКХ требует консолидации

Сейдамет Абреков

6 апреля котельная ЗАО «Поволжская ТЭК» (ПТЭК) должна полностью прекратить поставку тепла и горячей воды жителям п. Поволжского. Причиной этому стал долг управляющей компании (УК) ООО «Департамент ЖКХ» (ДЖКХ) в районе 30 млн. р. В свою очередь ПТЭК не может расплатиться за поставки газа с ООО «Самарарегионгаз» (СРГ) и ООО «Средне-волжская газовая компания» (СВГК). Нежелание бюджетов Тольятти и Самарской обл. поспособствовать погашению задолженностей может привести к тому, что жители будут пребывать в холодных квартирах.

ПТЭК предупредила, что в случае, если до 6 апреля УК ООО «ДЖКХ» не сможет погасить свои долги перед ПТЭК, это приведет к прекращению поставок тепла и горячей воды. По имеющейся у «Хронографа» информации, сумма долгов ДЖКХ перед ПТЭК насчитывает порядка 30 млн. р., из которых примерно 20 млн. р. — это так называемые выпадающие доходы. На такие меры ПТЭК вынуждена идти под давлением поставщиков газа -СРГ и СВГК. ПТЭК не оплатила им за поставки, в итоге со 2 апреля СРГ и СВГР ограничили отгрузку газа на 50 %, а 6 апреля должны и вовсе прекратить поставки до погашения задолженности. Стоит напомнить, что СРГ принадлежит 25% акций ПТЭК. Т.е. формально эта структура предъявляет финансовые претензии своей «дочке».

Природа возникновения задолженностей УК, работающих в п. Поволжском, а также в Комсомольском р-не, перед поставщиками тепла имеет три причины. Это — система оплаты по схеме «1/12», выпадающие доходы и неплатежи граждан. «1/12» подразумевает оплату за отопление в течение всех месяцев года в равных долях, притом что производители тепла выставляют счета по факту потребления. В итоге УК в месяцы отопительного сезона оказываются должны поставщикам. Выпадающие доходы формируются в УК из-за разницы между стоимостью 1 Гкал, которую им выставляют ПТЭК и МУП «ПО КХ г. Тольятти» (ПО КХ), поставляющее тепло в Комсомольском р-не, и той стоимостью, по которой УК выставляет счета для населения. Плата от населения существенно ниже. Природу неплатежей от населения объяснять подробно не нужно.

Повысить стоимость гигакалории для населения до цены производителя нельзя, поскольку законодательно ограничен ежегодный предельный уровень роста — 25 %. Стоит отметить, что высокая стоимость 1 Гкал в ПТЭК (1641 р./Гкал) обусловлена включением при формировании структуры ее стоимости инвестиционной составляющей. Причем инвесторы, построившие ПТЭК, добились того, чтобы вложенные ими средства вернулись через инвестиционную составляющую в структуре тарифа за весьма короткое время.

Теплоэнергетики имеют постоянные рычаги давления на власть
Теплоэнергетики имеют постоянные рычаги давления на власть

Пример строительства ПТЭК, изначальной целью которого было удешевление стоимости Гкал, наглядно показывает, что такой ход -это не панацея при желании снизить бремя платежей граждан за тепло и горячую воду. Поэтому вряд ли подобный сценарий стоит воплощать в Комсомольском р-не, где также формируются выпадающие доходы. Да и частные инвесторы, желающие вложить средства в постройку или модернизацию котельных, вряд ли сейчас найдутся. Сейчас ПО КХ выставляет счета для УК, работающих в Комсомольском р-не, по цене 956,98 р./Гкал. УК выставляют счета для населения по цене 769,66 р./Гкал. Т.е. выпадающие доходы формируются из расчета 187,32 р./Гкал. Важно отметить, что рост тарифа ПО КХ на тепловую энергию в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 13,7 %. Рост тарифа был почти в два раза ниже роста цены Гкал при расчете с населением. Если такая динамика сохранится и в следующие годы, то проблема выпадающих доходов будет терять актуальность. Однако избавиться от проблемы кассовых разрывов МУП «ПО КХ» окончательно это не позволит. Две другие причины -оплата за отопление по системе «1/12» и постоянно увеличивающиеся долги населения — будут продолжать формировать кассовые разрывы ПО КХ в ближайшие годы.

Гасить выпадающие доходы приходится за счет бюджетных средств. Однако как показывает практика, бюджеты разных уровней испытывают все меньше желания делать это и дальше. Окончательно избавиться от проблемы выпадающих доходов можно усреднением тарифа для жителей всех районов города. Сейчас в каждом районе фактически свой тариф. Реализовать эту идею возможно, если все теплосети Тольятти будет контролировать одна структура. Однако необходимо понимать: в случае если такая структура будет неподконтрольна тольяттинскому муниципалитету, она наверняка сможет манипулировать мэрией, тем самым решая свои экономические и политические задачи. К примеру, теплосети Комсомольского и Центральных р-нов весьма привлекательны для ОАО «ВоТГК» (ТГК-7). ТГК-7 пыталась взять их в аренду, участвуя в конкурсе, организованном муниципалитетом.

Однако этот конкурс был сорван. Сейчас на сетях Центрального р-на продолжает работать ТГК-7, однако этот факт вызывает массу вопросов у экспертов, поскольку договор между мэрией Тольятти и ТГК-7 закончил свое действие. На сетях Комсомольского р-на работает ПО КХ. Кроме того, стало известно, что формальный победитель несостоявшегося конкурса — ОАО «МОЭК» — до сих пор оспаривает итоги в Федеральной антимонопольной службе.

В тольяттинской мэрии уже якобы задумались о варианте возможной приватизации объектов теплоэнергетики Комсомольского и Центральных р-нов вместо сдачи их в аренду. Таким образом, ТГК-7 в перспективе может получить в собственность желанные теплосети. Если учесть, что интересы в ТГК-7 теперь иметь ОАО «Газпром», а также еще большее влияние стало иметь ОАО «КЭС», то ТГК-7 может полностью закольцевать схему «поставка газа — производство тепла и электричества — их продажа через сети». Таким образом, в случае, если тольяттинская мэрия поспособствует формированию такой схемы, то тогда она станет крайне зависима от этой структуры. В случае накопления задолженности поставщик может запросто манипулировать мэрией путем угроз ограничений и отключений.

Но для того чтобы избавить себя от проблем постоянно нависающего коммунального коллапса, мэрия Тольятти может создать так называемую «Объединенную энергетическую компанию» (ОЭК). Суть ОЭК — в объединении всех городских коммунальных сетей — электрических, водных, тепловых, канализационных на базе активов ОАО «ТЕВИС» и МУП «ПО КХ г. Тольятти». Фактически речь может идти об укреплении ПО КХ, тем более что АВТОВАЗ — владелец ТЕВИС — сейчас находится под воздействием тренда передачи непрофильных активов. Но пока укрупнения МУП «ПО КХ» не произошло, мэрия вынуждена терпеть угрозы отключений. За комментариями «Хронограф» обратился к генеральному директору МУП «ПО КХ г. Тольятти» Александру Дружинину. Однако он отвечать на вопросы не стал, сославшись на занятость.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.