Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (276) | 6 апреля 2009г.
 

Тотальная неэффективность

КСП самарской думы выявила массу нарушений в исполнении бюджета-2008

Алеся Чурсаева

26 марта на заседании Думы г. о. Самара (ДГОС) был утвержден отчет о работе контрольно-счетной палаты (КСП) за 2008 г. Сумма нецелевого использования бюджетных средств превысила 14,9 млн. р., внебюджетных средств — 154,732 млн. р. Выявлены нарушения в использовании средств городского бюджета и муниципальных предприятий на общую сумму 827 млн. р. На заседании ДГОС было заявлено, что по итогам проверки КСП выносятся представления к нарушителям. Хотя в данном случае речь о хищении денежных средств не шла. По мнению экспертов, в этой ситуации может быть поднят вопрос о том, где и в чьих интересах денежные средства использовались.

Комплексные проверки КСП выявили многочисленные нарушения исполнения бюджетного и финансового законодательства главными распорядителями бюджета Самары и подведомственными им структурами. Ревизия только четырех муниципальных предприятий (МП) выявила ряд примеров неэффективного и нецелевого использования муниципального имущества, прав владения, а также пользования и распоряжения городским имуществом. В частности, МП «ТТУ» не имеет регистрации прав на все переданные организации объекты недвижимости. Должность руководителя данного МП до октября прошлого года занимал первый заместитель главы г. о. Самара Владимир Братчиков. На этом посту его сменил Юрий Буянов — заместитель председателя ДГОС.

В отчете КСП указано, что МП «ТТУ» были необоснованно завышены расходы на 20,413 млн. р. Из них почти 19 млн. р. — неправомерно начисленное вознаграждение по итогам работы за 9 месяцев 2008 г. при убытках от хозяйственной деятельности и отсутствии согласования с собственником оплаты ремонтов на объектах сторонних организаций.

В МП «Самараводоканал» не зарегистрировано права собственности на 90% переданных в хозведение объектов.

На 2,846 млн. р. занижена первоначальная стоимость имущества МП «Эксплуатация и содержание общежитий» (ЭСО). Переданное ЭСО четырехэтажное здание общежития было незаконно снесено.

Также в муниципальных учреждениях были выявлены факты наличия в оперативном управлении имущества, не используемого в процессе их основной деятельности, на общую сумму 8,121 млн. р.

Проверка четырех учреждений департамента образования установила факты нецелевого использования бюджетных средств на сумму более 20 млн. р. Департаментом в т. ч. допускалось заключение договоров без соблюдения процедур размещения заказов на сумму более 1 млн. р. За этим департаментом на момент проверки КСП числилась дебиторская задолженность в размере 5,322 млн. р. Однако руководители не предпринимали мер по ее взысканию.

Исполнение городских целевых программ также не обошлось без нарушений. Специалисты КСП выявили, что принципы адресности и эффективности использования бюджетных средств во многих случаях не соблюдались. Примечательно, что по таким значимым программам, как «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. о. Самара на 2003-2010 гг.» и «Молодой семье — доступное жилье на 2004-2013 гг.» в документе представлена отчетная таблица только до 2007 г.

Согласно отчетам мэрии, план на период до 2007 г. по первой программе исполнен на 49,5%, по второй — на 11,1%. Как столь важные социальные программы осуществлялись в последние два года, в отчетных документах не отражено. По этому поводу в отчете КСП сказано, что проверки показали слабый контроль со стороны ответственного исполнителя программ — департамента строительства и архитектуры. В графе «неэффективное использование бюджетных и внебюджетных средств» по этому департаменту в отчете КСП указана цифра 98,792 млн. р., характеризуемая как отвлечение денежных средств на незавершенное строительство.

Проверки комитетов по ЖКХ и обслуживанию населения администрацией Промышленного и Красноглинского р-нов выявили нецелевое использование бюджетных средств на сумму 6,3 млн. р. Нецелевое использование внебюджетных средств по этим районам — 143,838 млн. р. Это в основном средства населения, предназначенные для оплаты задолженности перед поставщиками коммунальных услуг. Данный факт привел в т. ч. к кредиторской задолженности на сумму свыше 60 млн. р. перед МП «Самараводоканал», перед ОАО «СГЭС» — на сумму более 13,5 млн. р.

Материалы всех проверок КСП переданы в прокуратуру Самары. По словам председателя КСП ДГОС Зиляры Гатиятуллиной, до настоящего времени предписания контрольного органа в полном объеме не исполнены. «Из общей суммы, использованной не по целевому назначению, возвращено в бюджет только 2,6 млн. р., или 18%, а зачислено в доход бюджета всего 6,8 млн. р., или 58% от общей суммы неучтенных доходов», — сообщила Гатиятуллина.

Всего около 30 заключений было подготовлено в рамках предварительного контроля в 2008 г. Все они рассматривались на заседаниях профильных комитетов ДГОС. В частности, было вынесено заключение на проект решения ДГОС «Об утверждении бюджета г. о. Самара Самарской обл. на 2009 г.».

После анализа информации, представленной главой г. о. Самара Виктором Тарховым (на фото), КСП рекомендовала администрации внести корректировки или обосновать отдельные виды расходов, учтенные в финансовом документе. К примеру, по мнению специалистов КСП, расходы в сумме 3 млн. р. на бесплатную доставку муниципальных служащих к месту работы и обратно экономически нецелесообразны. Также в рамках предварительного контроля в заключении указано, что администрацией не были представлены на утверждение в ДГОС плановые показатели деятельности муниципальных бюджетных учреждений.

Справка:

При проведении комплексных и тематических проверок КСП выявлены факты:

- Нецелевого использования бюджетных средств на сумму 14 901,9 тыс.р.

- Нецелевого использования внебюджетных средств на сумму 154 732,2 тыс. р.

- Неэффективного использования бюджетных и внебюджетных средств бюджетных учреждений и средств муниципальных предприятий на сумму 181 326,5 тыс. р.

- Занижение доходов муниципальных предприятий на сумму 6 610,7 тыс. р.

- Искажения данных финансовой отчетности МП, выразившейся в завышении себестоимости по основной деятельности на сумму 56 553,7 тыс. р.

- Необоснованного завышения расходов на сумму 20 413,9 тыс. р.

- Несоблюдения требования законодательства в сфере размещения и исполнения муниципального заказа на сумму 3 803,7 тыс. р.

- Нарушений порядка использования МП.

Проверена была только часть предприятий, завязанных на бюджете г. о. Самара.

(По данным отчета о результатах проверки КСП исполнения бюджета г. о. Самара за 2008 г.)

Комментарии

Владимир БРАТЧИКОВ, первый заместитель главы г. о. Самара

- Мы сегодня достигли конструктивности не только в том, чего мы достигли по бюджету, но даже в той части, что касается публикации в газете «Коммерсант» по абсолютно ложной информации. По-другому я сказать не могу. 400 млн. р. газета «Коммерсант» определила как нецелевое использование. На думе прозвучало, что это не есть факт нецелевого использования. Просто по этому объему денег предъявлялись в ходе проверки те или иные претензии. Но это не факт нецелевого использования, я это категорически утверждаю.

Виталий ИЛЬИН, председатель ДГОС

- За время существования КСП в ДГОС практически все департаменты администрации прошли плановую проверку. По итогам 2008 г. сформулирован пакет замечаний. Он абсолютно открытый, более того, передан для анализа в прокуратуру Самары. Единственно, были неточности журналистов в определенных материалах. Однако никакого криминала в этих цифрах нет. Выносятся представления, соответственно департаменты или МП должны на эти представления реагировать и устранять. В случаях когда речь идет об уплате штрафа, это тоже должно быть сделано. Ни о каких хищениях не приходится говорить.

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Самарской губернской думы

- КСП, с моей точки зрения, не является органом контроля. Если бы он таковым являлся, то депутаты городской думы Самары узнавали о продаже объектов по заниженной цене и других грубых нарушениях не из СМИ, а в первую очередь от КСП. Может, это какое-то весеннее обострение, что какие-то факты проверок обнародуются. Может, это отчасти какой-то сигнал определенных групп о том, что они с Виктором Тарховым не дружат. Показушный сигнал для областных властей. Но в реальности эти проверки никогда ничем не заканчиваются.