Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (274) | 23 марта 2009г.
 

Потеряли бедных

Кризис не обошел стороной и туристический бизнес

Светлана Короткова

В последнее время в связи с кризисом участники туристического бизнеса все больше ощущают необходимость менять условия своих предложений. Идет снижение активности со стороны клиентов турфирм. По словам участников рынка, клиент становится более экономным в своем выборе. Как следствие, турфирмы теряют валовые показатели, а также сокращается само количество туристических агентств.

Традиционный пик потребительской активности в турбизнесе приходится на два периода. Первый — это новогодние праздники: декабрь и январь. Второй — летние месяцы. Но, даже несмотря на сезонность, в последние годы рентабельная работа в этом секторе наблюдалась в течение всего года. Желающие отдохнуть за несколько месяцев до поездки заботились о своем предстоящем отдыхе и бронировали путевки.

В связи с кризисом в туристическом бизнесе произошли значительные изменения. С этим согласны многие участники самарского регионального рынка. «Если мы говорим о количестве туристов, то определенное снижение, безусловно, присутствовало, особенно в зимний период — декабрь, январь, начало февраля. С точки зрения качественного отдыха тоже есть изменения. Т. е. выбор туров все-таки стал более экономичного характера. Также у нас всегда было достаточно большое количество клиентов, заботящихся о своем отдыхе заранее. На сегодняшний день тенденция идет к тому, что берут туры, условно говоря, накануне. Хочу сказать, что каждый год количество клиентов росло. Однако в этом году, пожалуй, мы спустились на уровень 2007 г.», — поделилась с корреспондентом «Хронографа» своими наблюдениями директор туристического агентства ООО «Гермес-Тур» Елена Кошкина.

Туристическое агентство ООО «Самараинтур» — еще один крупный представитель самарского рынка. Его генеральный директор Елена Сегал также отметила явные изменения в своей отрасли: «В среднем сокращение по отрасли идет на 30%. Здесь имеется в виду объем рынка, сокращение клиентов. Кстати сказать, январь, февраль в туристическом бизнесе всегда были вялотекущими. Тем не менее, сравнивая продажи прошлого года с нынешним, наблюдаем падение. Незначительное падение, порядка 10%, — отдых в России. Что касается международного отдыха, то здесь, конечно, падение идет более серьезное. Стоит отметить, что снижение спроса началось еще в октябре прошлого года». Почувствовала на себе последствия кризиза и представитель сызранского турбизнеса генеральный директор туристического агентства ООО «Бюро путешествий и экскурсий» Вера Семушкина: «Мы работаем плохо. Те, кто работают даже в кризис, — вот они настоящие профессионалы. В Сызрани есть фирмы, у которых дела обстоят очень хорошо. Мы работаем на рынке 38 лет. Все как-то выживаем, но сейчас очень плохо. Хвастаться нечем.

Сегодня изменились приоритеты, отношения. Мы всегда работали со средней категорией населения. В разгар кризиса мы его теряем. Богатые тоже к нам обращаются, но их так мало, что на них не выжить. Бедных мы потеряли совсем. К таким я отношу в том числе и родителей со школьниками. Средний класс — также».

Совершенно по-другому высказалась генеральный директор другой сызранской турфирмы ООО «Люкс-Тур» Мария Меркулова: «Да ничего не изменилось. Как и всегда, что-то подорожало, что-то подешевело. Ситуация совершенно нормальная, спокойная. Мы не чувствуем кризиса. Я считаю, что ситуация и по России еще не изменилась. Кто любил путешествовать, тот до сих пор путешествует. Все стабильно».

Между тем в регионе есть компании, руководители которых считают, что кризис их коснулся, но незначительно. Так, руководитель туристического отдела тольяттинского агентства ООО «Нико-Турс» Анна Ушмаева говорит: «В последнее время поменялся клиент в том плане, что он выбирает самые дешевые туры и самые дорогие. Чего-то среднего нет. При этом летом планируют поехать все те, кто постоянно отдыхает. Это наши постоянные клиенты. Можно сказать, что мы работаем в обычном режиме. Конец 2007 г. и конец 2008 г. были практически одинаковыми. Я не могу сказать, что конец 2008 г. был намного хуже 2007 г. Однако начало прошлого года по сравнению с текущим годом, конечно, было лучше, по моему мнению».

Стоит отметить, что все представители туристического бизнеса в Самарском регионе, с кем удалось пообщаться, заявляют о перенасыщенности рынка. Это касается и Тольятти, и Самары, и Сызрани. При этом, с их слов, стало ясно, что сегодня в Тольятти и Самаре закрываются мелкие фирмы, представительства из других регионов, открывшие здесь свои турфилиалы. Более крупные сети испытывают неудобства, но, вводя новшества, выживают.

Прогнозы в отношении туристического бизнеса делать достаточно сложно. Между тем свои предположения высказала Мария Меркулова: «Могу сказать, что удорожания туров не будет. Предполагаю, что у людей есть еще денежные запасы, поэтому текущий год будет нормальным. Наша клиентура всегда была богатой, и я не думаю, что она исчезнет».

При этом Елена Кошкина считает: «В ближайшее время будет усиление конкуренции. Однозначно могу сказать, что этот год будет менее удачным, чем предыдущий. Люди уйдут в более экономичный отдых. Переориентации на российский отдых, считаю, не будет, потому что ценовая политика не копеечная, а достаточно затратная на сегодняшний день».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Татьяна ЖАРИКОВА, генеральный директор турагентства ООО «Welcome LTD»

- Конечно, кризис на нас отразился. Объем продаж упал примерно на 40%. При этом мы надеемся, что в летний период люди все-таки не будут отказываться от отдыха. Возможно, они просто понизят планку. Кто привык отдыхать в дорогих турах, будет заказывать средний уровень. От отдыха совсем, я думаю, люди не будут отказываться. Просто выбор будет падать на менее дорогостоящее. Они начнут экономить.

Вера СЕМУШКИНА, генеральный директор турагентства ООО «Бюро путешествий и экскурсий»

- У нас в Сызрани на каждом углу туристические фирмы. Мы были одни, сейчас их стало 30. Они растут как грибы после дождя. Многие не так давно закрылись. В том числе и самарские фирмы, что имели здесь филиалы. Кстати, отмечу, что сызранские компании делают правильно, выживая на рынке не только за счет туристической деятельности. Т. е. они открыли фирму, но туризм у них идет как одна из нескольких отраслей. Также они занимаются нефтью, бензином, черным металлом. Кто-то параллельно владеет сетью магазинов. Не знаю, чего хотели в Ростуризме, решив отменить лицензирование. Хотя знаю массу примеров, когда лицензию получали с нарушением. Первое условие при ее получении было то, что в организации должны работать не менее 50% сотрудников со стажем не менее трех лет в туризме. Такие фирмы покупали людей. Я даже ставку знаю. Самая маленькая цена — 6 тыс. р. В итоге в городе появилась масса фирм, не имеющих опыта работы в туризме.

Елена КОШКИНА, исполнительный директор турагентства ООО «Гермес-Тур»

- Сегодня, в момент кризиса, в первую очередь нашей основной задачей стала ориентированная политика по удержанию клиентуры сервисом, разнообразием услуг, качеством, подбором туров, отвечающих их потребностям, в том числе и с экономической точки зрения. Наступившее кризисное время не так страшно, если сравнивать его с 1998 г. Именно в тот промежуток времени мы и развивались. Большое количество клиентов сохранилось с той поры, с трудных времен.