Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (274) | 23 марта 2009г.
 

САЗ встал

Сызранские поставщики АВТОВАЗа испытывают трудности

Петр Кожевников

На прошлой неделе стало известно об очередных мерах, предпринятых руководством ОАО «Сызранский автоагрегатный завод» (САЗ), связанных с оптимизацией производства. На самом предприятии ситуацию не комментируют. Однако эксперты предполагают, что речь может идти если не об остановке производства, то о введении сокращенной рабочей недели. Проблемы САЗа могут быть связаны с трудностями, с которыми столкнулось в последнее время ОАО «АВТОВАЗ».

САЗ, генеральным директором которого является Владимир Сосновцев, прошел процедуру неокончательной регистрации в МНС в 2002 г. На начало 2009 г. акционерами предприятия, по данным Росстата, числились ООО «САЗ-Инвест», которому принадлежит 61% доли в уставном капитале, и ООО «Иж-Траст» (39% в уставном капитале). У предприятия имеется несколько дочерних производств. САЗу принадлежат 100% в ООО «ССМ-плюс», ОАО «САЗ-Инвест», ООО «Столовая САЗ», ООО «ЭТС-САЗ». Также САЗ владеет 75% ОАО «Сызрань-специнструмент», 60% ООО «ВВС». Все эти предприятия расположены в Сызрани на Пристанском спуске. Также САЗу принадлежит 4,12% участия в ООО «Регинальная регистрационная компания» в Самаре. Задачами последней является ведение реестра владельцев ценных бумаг.

По данным САЗ конца 2007 г., в качестве дочернего предприятия числилось и ООО «Волгавагонсервис» (60% участия). Это предприятие занималось ремонтом и техобслуживанием локомотивов и вагонов.

На дочерние предприятия выведена часть вспомогательных производств. Большая их часть расположена на одной промышленной площадке. Фактически это территория бывшего ОАО «Сызраньсельмаш» (комбайновый завод). Предприятие занималось в числе прочего и выпуском сельскохозяйственной техники.

В свое время Владимир Сосновцев являлся арбитражным управляющим ОАО «Сызраньсельмаш». Активы завода после реорганизации, как полагают эксперты, и перешли к группе предприятий САЗ. Сам САЗ эксперты связывали с Группой «СОК» (см. «Хронограф» № 8 (272) от 10.03.09). Наконец 2007 г. активы САЗ оценивались в 422,859 млн.р. В то же время кредиторская задолженность предприятия составляла 141,167 млн.р. При себестоимости проданных товаров в 317,133 млн.р. в 2007 г. компания показала убыток 21,909 млн.р.

Привлекая средства в 2007 г., САЗ заключил договор с ОАО «Коммерческий банк «Солидарность». В залоге оказались товары в обороте на 13 млн.р., готовая продукция на 3,5 млн.р и оборудование на 2 млн. р. Также в 2007 г. были заключены договоры беспроцентного займа на 1,4 млн.р. и 3 млн.р. с ОАО «Сызраньавтокомплект». Рассчитаться с ними предполагалось в 2011 и 2012 гг.

ООО «САЗ-Инвест», которое возглавляет Ирина Назлуян, по данным компании, должно заниматься продажей и сдачей внаем недвижимого имущества производственно-технического назначения. Среди дочерних компаний Рос-стат называет САЗ (61% участия, ООО «Энергия плюс» (19,5%), ООО «МАФФИН» (19,5%), ООО «Сельмаш» (17%). Эксперты предполагают, что при организации группы компаний на базе бывшего Сызраньсельмаша была использована распространенная в Сызрани схема дробления предприятия на прибыльные и убыточные производства с последующим выкупом первых. Также не исключено, что названная форма организации бизнеса позволяет владельцам группы чувствовать себя свободно в плане перераспределения финансов внутри компании. Такая версия может иметь место в разрезе следующих данных. В 2006 г. валовая прибыль ООО «САЗ-Инвест» показана в размере 174 тыс. р.

При этом управленческие расходы компании составили 154 тыс. р. Чистая же прибыль определена в 14 тыс. р. Крайне сомнительно, что, работая полностью открыто, какой-либо предприниматель удовлетворился бы подобными цифрами.

Эксперты полагают, что в нынешних сложностях САЗа нет ничего удивительного. Они считают, что при спаде производства, как это уже было во время прошлого кризиса, закономерно понижались и показатели. При этом непосредственные производители выходили из кризиса позже, чем, например, дилеры. Тем не менее нельзя отрицать, что компания планировала в 2008 г. прирост, связанный с увеличением на АВТОВАЗе выпуска автомобилей марки Lada Kalina. Причем по некоторым позициям САЗ и по сей день является единственным поставщиком АВТОВАЗа.

В 2007 г. САЗ сумел получить долю в поставках стеклоподъемников с электроприводом в размере 10,4% от общей потребности АВТОВАЗа. При этом он занимался производством механических подъемников, брусьев безопасности, деталей и узлов на переднеприводные автомобили. Также САЗ является поставщиком ОАО «Пластик» и ОАО «Иж-Авто» (противосолнечные козырьки, пружины и детали сидений). Однако именно зависимость от АВТОВАЗа может рассматриваться источником главных проблем предприятия.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.