Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (274) | 23 марта 2009г.
 

Требуется лоббист

ССК пытается противопоставить губернатора главам муниципалитетов

Анна Пенкина

10 марта в ходе совместного совещания руководства ЗАО «Средневолжская сетевая компания» (ССК) и представителей комитета ТЭК Самарской губернской думы (СГД) было принято решение обратиться к губернатору Самарской обл. Владимиру АРТЯКОВУ с просьбой утвердить инвест-программу ССК и оказать содействие в установлении для нее единого тарифа на техническое подсоединение к сетям. Ранее инвест-программу ССК отклонили 13 муниципальных образований Самарской обл. из 33, на территории которых работает ССК. Примечательно, что лоббировать решение в пользу ССК на уровне СГД и губернатора поручено депутату СГД, генеральному директору ООО «Волжская управляющая энергосервисная компания» Сергею ДОРОШЕНКО (на фото).

Законный порядок

Согласно ФЗ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» одним из способов финансирования развития электросетевых предприятий является установление тарифа за технологическое подсоединение к сетям. Компании, обслуживающие ту или иную территорию, разрабатывают свою инвестиционную программу, которая согласно закону утверждается в представительных органах местного самоуправления. Что касается Самарской обл., то после согласования на местном уровне инвест-программа передается на утверждение в Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской обл. (УГРКЭ).

На 2008-2012 гг. ССК была разработана инвест-программа на общую сумму свыше 10 млрд. р. (в ценах 2007 г.). Она получила одобрение прежнего министра промышленности и энергетики Самарской обл. Николая Свешникова. Основная нагрузка по ее финансированию должна была лечь на бюджеты муниципальных образований. Однако ее согласование на уровне представительных органов местного самоуправления было заблокировано.

После этого ССК разработала новую инвест-программу на 2009-2010 гг. Но и эта программа базировалась на том, что тариф на подсоединение будет полностью оплачивать потребитель, в том числе и население. Особенность инвест-программы ССК заключается в том, что тариф должен быть единым на территории всей Самарской обл. Это позволяло бы компании перераспределять средства, собранные на территории одного муниципалитета, на реализацию мероприятий программы собственного развития на территории других более динамично развивающихся муниципалитетов. Т.е. это происходило бы за счет жителей и бизнеса, в т. ч. и депрессивных муниципальных районов.

Упрямые муниципалы

Весь 2008 г. шел процесс утверждения новой программы ССК. У депутатов местных дум возникал закономерный вопрос: почему наши жители должны платить за то, что строится в другом районе? В результате инвест-программа ССК была утверждена лишь в 20 из 33 муниципальных образований. Уточнить, где именно она получила одобрение, руководство ССК отказалось. Однако известно, что инвест-программа ССК, поданная на утверждение в собрание представителей Красноярского р-на, была опротестована районной прокуратурой. В результате в этом районе инвест-программа ССК не была утверждена.

27 февраля в комитете ТЭК СГД состоялось рассмотрение жалобы ССК на невозможность утверждения инвестиционной программы. В своем обращении представители ССК просили СГД дать квалифицированный ответ о возможности дальнейшего разрешения ситуации. Комитет рекомендовал компании, чтобы она обратилась к губернатору Самарской обл. Владимиру Артякову с тем, чтобы губернатор определил тот орган, который будет согласовывать и утверждать программу ССК в обход мнения органов муниципальной власти. Свое стремление пойти в обход органов местного самоуправления представители ССК и комитета ТЭК СГД объяснили тем, что с 1 января 2009 г. из ФЗ №210 исключены требования по согласованию программ развития электросетевых предприятий с представительными органами местного самоуправления.

Однако источник «Хронографа» в СГД, представляющий интересы одного из тех муниципальных районов, где инвест-программа ССК не была утверждена, обрисовал ситуацию несколько иначе. По его словам, с 1 января 2009 г. представительные органы муниципальных образований действительно потеряли право утверждать целевые инвест-программы, софинансирование которых идет из муниципальных бюджетов. Но полномочия, по их утверждению, были переданы местным администрациям.

Это подтверждается тем, что в начале февраля 2009 г. (уже после вступления в силу изменений в законодательство) ССК обратилась к главе Алексеевского р-на Анатолию Петрову с вопросом об утверждении инвест-программы. Однако Петров, проведя мониторинг по району, дал ССК ответ: «На 2009 г. новые потребители электроэнергии будут подсоединяться не к ССК, а к другой сетевой компании, действующей на территории района, поэтому вопрос инвест-программы и тарифа на присоединение для района сейчас неактуален».

Нашли лоббиста

10 марта в аппарате комитета ТЭК СГД состоялось повторное совещание по вопросу применения норм действующего законодательства в согласовании и утверждении инвест-программы ССК. Представители ССК несколько раз пытались воспрепятствовать присутствию на совещании корреспондента «Хронографа», и только вмешательство сотрудников комитета помешало им это сделать.

Юристы СГД поставили под сомнение возможность согласования инвест-программы ССК Министерством промышленности и энергетики Самарской обл., т.к. в положении о министерстве этот вопрос не прописан. Также было указано, что если ССК обратится к губернатору, то по регламенту он спустит документ министру промышленности Владиславу Капустину, в результате чего вопрос может затянуться как минимум до мая.

Поэтому, по мнению представителей ССК, утверждать инвест-программу нужно уже сейчас, т.к. отсутствие тарифа на технологическое подключение якобы не дает возможности ССК подключать новых потребителей. Поэтому для ускорения процесса с их стороны было предложено, чтобы СГД обратилась к губернатору сама. На что юристы СГД ответили: «Дума в этом случае займется не совсем тем, что ей свойственно, и получается, что СГД будет лоббировать интересы ССК». Непонятно в этой ситуации лишь одно: что мешает руководству ССК прислушаться к пожеланиям руководства муниципальных районов?

Дальнейшая проработка вопроса была поручена депутату СГД, члену комитета ТЭК Сергею Дорошенко. Он известен тем, что на протяжении многих лет работал в команде Владимира Аветисяна, когда тот сначала занимал должность генерального директора ОАО УК «СМУЭК», а затем председателя совета директоров ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). ЗАО ССК было создано в 2005 г. 100% акций компании принадлежит ЗАО «Средневолжское энергосбытовое предприятие» (СЭП). СЭП было создано в 2002 г. — в период, когда Владимир Аветисян возглавлял УК ОАО «СМУЭК». Как отмечали источники «Хронографа», среди акционеров СЭП значился один из родственников Аветисяна.

Комментарии

Виль МУХАМЕТШИН, генеральный директор ЗАО «Средневолжская сетевая компания»

- Есть закон, но нет порядка реализации формирования тарифов на технологическое подсоединение по региональным компаниям. Поэтому возникают определенные сложности. В этом году лишь 3 сетевых компании из 96, действующих на территории области, получили тариф. И мы будем первопроходцы, потому что решим проблему для всех. Тарифы у всех компаний будут разными, но мы сейчас ведем речь не о цифрах, а о порядке. Если на сегодняшний день будет принят какой-то порядок, то дальше будет решаться вопрос цифр. Для нас суть программы — инвестиционная составляющая.

Эльвира ШЕЛОБКОВА, руководитель пресс-службы самарского филиала ОАО «МРСК Волги»

- Об инициативе ЗАО «Средневолжская сетевая компания» по вопросу утверждения своей инвестиционной программы на региональном уровне ОАО «МРСК Волги» не имеет сведений. Несмотря на то что ОАО «МРСК Волги» является вышестоящей по отношению к ССК сетевой организацией, инвестиционная программа последней с нами не согласована.

Анатолий ПЕТРОВ, глава Алексеевского р-на

- Представители ССК к нам приехали в начале февраля со своими предложениями и сказали: «Дайте свои предложения, что вы планируете в этом году и какие у вас потребители будут подключены к нашим источникам». Мы такие работы провели. Раньше они занимались развитием своего энергетического хозяйства в нашем районе, но на этот год что-то у них стопорится. Они говорят, что это из-за того, что инвест-программу не приняли. Они говорят, что не хотят в этом году заниматься модернизацией, потому что им не разрешили повышать тарифы.