Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

За счет старых запасов

Январь-2009 вопреки прогнозам оказался прибыльным для автодилеров

Илья Казаков

На прошлой неделе ряд самарских автодилеров подвел итоги первого месяца кризисного 2009 г., зафиксировав почти тот же уровень продаж, что и до кризиса, в январе прошлого года. Эксперты оправдывают это тем, что в январе дилеры доторговывали автомобилями 2008 модельного года, закупленными до повышения цен автопроизводителями. Это позволяет им увеличивать продажи за счет акций и скидок. Однако по мере окончания запасов на складах ситуация начала меняться.

Восстановление объемов продаж прошлого года стало неожиданностью для многих аналитиков. Еще в декабре 2008 г. ряд самарских дилеров рапортовали о снижении продаж на 10-30% и давали неутешительные прогнозы на 2009 г. По мнению экспертов, в 2009 г. в России на фоне перенасыщения рынка спрос на автомобили должен был сократиться на 50% уже в первые месяцы нового года. Этому способствовало сокращение числа программ потребительского кредитования и снижения темпов роста доходов населения. В максимальном объеме в январе 2009 г. эти прогнозы сбылись лишь для ОАО «АВТОВАЗ». Продажи Lada за первый месяц года упали на 37,5% по сравнению с январем 2008 г. Также, по словам заместителя начальника отдела продаж ЗАО «Автосалон Арго» Дениса Копенкова, 30-процентный спад продаж в январе зафиксировала и его компания, являющаяся дилером Hyundai и ОАО «ТаГАЗ». На уровень 2007 г. опустились продажи дилера Honda ЗАО «Автоимпорт». Дилер Ford ЗАО «Автомир», по данным одного из сотрудников компании, также фиксировал спад объема покупательского спроса в основном за счет уменьшения покупок автомобилей в кредит. Остальные дилеры говорили о продажах на уровне января прошлого года, а у ООО «Пурпе-Авто», дилера Mazda, даже появился повод для оптимизма. «Этот январь стал даже лучше, чем в 2008 г.», — заявила старший менеджер компании Ольга Шерешева. Хотя, скорее всего, это лишь результат локального и краткосрочного скачка.

Весной продавцам иномарок будет все сложней заманить покупателей
Весной продавцам иномарок будет все сложней заманить покупателей

Большинство дилеров признают, что высокий спрос — не результат резкого роста благосостояния граждан, а лишь последствие крупных скидок, до 250 тыс. р., которые достигали в январе на некоторые модели, и продаж со складов автомобилей 2008 г. выпуска, закупленных еще до повышения цен. Однако и это была лишь временная мера. «На новые партии автомобилей во всех салонах цена изменяется в большую сторону», — сказала начальник отдела маркетинга ООО «VIP-Авто» Наталья Бачурина. Уже к марту-апрелю этого года эксперты агентства «Автостат» предрекают повышение цен на иномарки на 30-40% на фоне серьезного ослабления курса российской валюты и повышения ввозных пошлин. Хотя, по словам Дениса Копенкова, рост цен будет плавным, в среднем на 7-9% в месяц. «Не надо ждать, что в один прекрасный день цены вырастут сразу на 30-40%, этого не будет», -уверен Копенков.

Несмотря на кризис, в 2009 г. дилеры обещают обновить модельный ряд. Из всех автодилеров только Mazda перенесла презентацию обновленной Mazda 3 в России с весны на конец лета 2009 г. По словам Наталья Бачуриной, «на планах вывода новых моделей кризис никоим образом не скажется, т. к. к их производству уже все готово и машины появятся у дилеров точно в те сроки, в которые было обещано». По словам начальника отдела продаж ЗАО «Автоимпорт» Амира Абдурахманова, в течение года их салон ожидает обновленную Honda Jazz. А автосалон Citroen ООО «Виват-Авто» весной ждет новый Citroen СЗ Picasso.

Ранее о своих планах представить новые модели в 2009 г. заявляли BMW, Audi, Toyota, Saab. Хотя на фоне сообщений об остановке ряда японских, американских и европейских автозаводов оптимизм самарских дилеров выглядит преждевременным.

При всем при этом нужно понимать, что все новые модели изначально производятся за пределами Российской Федерации и на них в первую очередь скажется повышение пошлин. По мнению экспертов, в текущей ситуации большой успех будут иметь недорогие иномарки, собранные в РФ. Правительство РФ в конце февраля утвердило перечень собираемых в РФ автомобилей, при покупке которых в кредит будет выделятся компенсация части процентной ставки из средств федбюджета. «Сейчас покупателям этого сегмента приходится удовлетвориться более дешевыми автомобилями, возможно, и отечественных брендов», — считает аналитик ЗАО «Финам» Владислав Исаев.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Продажам на уровне прошлого года дилеры обязаны еще неподорожавшим машинам 2008 модельного года и ускоренному росту доллара, из-за чего многие покупатели стремились вложить обесценивающийся рубль хоть во что-то материальное. Перспективы дальнейшего роста продаж туманны. Пока общая ситуация не позволяет надеяться на улучшение. Итоги февраля могут оказаться ниже январских и уж точно будут ниже февраля прошлого года. На этом фоне, конечно, дилеры будут обновлять модельные ряды, но происходить это будет не в дополнение к уже имеющимся автомобилям, а за счет полной продажи какой-то определенной модели и закупки на ее место новой, уже 2009 модельного года.