Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

Александр Дружинин:

Мы — чисто социалистическое предприятие с плановой экономикой

Сейдамет Абреков

В феврале МУП «ПО КХ г. Тольятти» получило муниципальные гарантии на 450 млн. р. для подачи заявки на получение кредитной линии на 300 млн. р. в одном из коммерческих банков. Эти средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности предприятия. О том, какие причины заставили воспользоваться кредитами и почему для этого необходимы были гарантии тольяттинского муниципалитета, в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор МУП «ПО КХ г. Тольятти» Александр ДРУЖИНИН.

- Александр Алексеевич, что заставило МУП «ЯО КХ» обратиться к кредитам?

- Кассовые разрывы и долги перед поставщиками ресурсов. Природа кассовых разрывов и долгов имеет тройственную структуру. Первая причина — вопросы, связанные с платежами за тепловую энергию. Население в течение всего года платит равными долями из расчета 1/12 годового потребления тепловой энергии, а энергоснабжающие организации, в том числе и наша, выставляют счета управляющим компаниям (УК) по факту потребления. В результате кассовые разрывы возникают не только у нас, но и у УК. Наибольшее их значение ежегодно наблюдается в январе-феврале. Для восполнения кассовых разрывов предприятия кредитуются именно в этот период. В течение лета население доплачивает за тепло, и ситуация выравнивается.

Вторая причина — недобросовестные плательщики. У нас в городе огромный список лиц, которые не платят за коммунальные услуги. Общий объем неплатежей у них -сотни миллионов рублей. В лучшие времена недобор средств с населения составляет около 5%, в худшие — до 30%. Важно понимать, что этот недобор накапливается годами и никуда не девается. С этим надо что-то делать. Но четко работающего механизма выселения граждан из квартир с целью дальнейшей продажи недвижимости для погашения долгов на сегодняшний день нет.

Третья причина — выпадающие доходы, связанные с тарифом за тепловую энергию. Наши тарифы на муниципальных котельных выше, чем на ТЭЦ. В то же время рост оплаты услуг ЖКХ ограничен предельным индексом роста. Поэтому мы выставляем счета для УК по тарифам, утвержденным для нас государством. УК выставляют счета для населения в соответствии с нормативными актами областного и городского уровней. Из-за чего у УК возникают так называемые выпадающие доходы. Но нужно отметить, что все выпадающие доходы, имевшиеся до 1 января 2009 г., погашены за счет областного и городского бюджетов.

- С какими последствиями могут столкнуться конечные потребители, если механизмов погашения выпадающих расходов не будет?

- Если мы не будем рассчитываться с поставщиками энергоресурсов, то они могут действовать в соответствии с существующей законной процедурой. Она предусматривает в случае нарушения двух сроков платежа — уведомление об ограничении подачи, потом ограничение поставки энергоресурсов, далее — полное отключение. У нас в Тольятти пока до такого не доходило, но в других регионах по нескольку месяцев люди живут без горячей воды. Хотя отсутствие горячей воды не самая большая проблема. Куда существеннее проблемы в случае ограничения подачи электроэнергии. Отсутствие электрической энергии, например, приведет к остановке работы котельных, водозаборных сооружений, канализационных насосных станций и т. д. Могу отметить, что у меня на рабочем столе постоянно лежат телеграммы с предупреждениями о возможных ограничениях и отключениях. И я понимаю последствия того, что может случиться, если угрозы будут реально воплощены в жизнь.

- Вы можете назвать предельный уровень кассовых разрывов и долгов перед поставщиками, выше которого функционирование МУП «ПО КХ г. Тольятти» и нормальное обеспечение теплом, водой и т. д. уже не будет возможным для обеспечения комфортного проживания граждан?

- Скажу так, наше предприятие большое и комплексное. В силу этого нам удается маневрировать и мобильно перераспределять финансовые потоки. Получая кредиты, мы затыкаем финансовые дыры, образовавшиеся в результате кассовых разрывов. Но расчеты «черного» сценария, когда мы не сможем рассчитываться с кредиторами, я бы предпочел не называть и оставить у себя.

Отмечу, если бы мы не получили муниципальные гарантии на кредит, мы бы были недалеко от «точки невозврата».

- Насколько велик размер дебиторской задолженности вашего предприятия?

- На 10 февраля 2009 г. — около 650 млн. р.

- Что нужно сделать, чтобы кассовые разрывы в МУП «ПО КХ г. Тольятти» и, соответственно, долги перед поставщиками перестали расти?

- Платить вовремя за потребленные услуги и переходить на сезонную оплату по факту потребления тепловой энергии.

- Полное оснащение домов и квартир приборами учета в этом поможет?

- Процесс сбора платы с населения не имеет отношения к приборам учета. Прибор учета лишь фиксирует фактическое потребление энергоресурсов. Это может привести только к какой-то экономии со стороны жителей и УК. Приборы не будут способствовать сокращению кассовых разрывов, потому что если кто-то не платит, то он не будут платить вне зависимости от того, есть прибор или нет.

- Какова динамика уровней кассовых разрывов в МУП «ПО КХ г. Тольятти» и долгов перед поставщиками за последние годы? Они растут или сокращаются?

- Кассовый разрыв постепенно нарастает в связи с недобором средств с населения. В некоторых городах погашение подобных кассовых разрывов берет на себя бюджет. Но от подобного механизма Тольятти ушел.

- Какой объем средств необходимо привлечь для полного покрытия кассовых разрывов и долгов перед поставщиками?

- 300 млн. р., которые мы привлекаем по кредитной линии, способны лишь перекрыть часть долгов перед основными поставщиками, причем не перед всеми. Для погашения кредиторской задолженности нам необходимо не менее 450 млн. р.

- Какие именно долги вы будете покрывать за счет привлеченных кредитных средств?

- В первую очередь перед ОАО «Самараэнерго», во вторую — перед ООО «Самарарегионгаз», ООО «Средневолжская газовая компания» и ООО «Тольяттиэнергосбыт». Есть существенные долги перед ОАО «Тольяттиазот» и ООО «Тольяттикаучук». Плюс долги по налогам. Но есть и другие кредиторы.

- Разъясните механизм разграничения ответственности перед банком-кредитором, в случае если МУП «ПО КХ г. Тольятти» будет испытывать сложности с расчетом по кредиту?

- Предприятие берет на себя стопроцентные обязательства по погашению кредитных задолженностей. При этом не предполагается, что бюджет возьмет на себя погашение кредитных обязательств нашего предприятия. Некоторых беспокоило, что будет, если наше предприятие будет обанкрочено. Но считаю, до банкротства нам еще очень далеко, допустить этого категорически нельзя.

- Насколько легко или сложно в нынешних кризисных условиях вам удастся найти банк, который выразит готовность открыть вам кредитную линию?

- Получение бюджетной гарантии — это отнюдь не факт, что мы получим кредит. Это всего лишь необходимое условие. Рассчитываем, что процент по кредиту будет не более 25%. Но мы находимся в таком положении, что вопрос о процентной ставке отходит на второй план. Важно, что мы вообще получим кредит. Переговоры сейчас ведем с «Альфа-банком», Банком ВТБ, Сбербанком, Моснарбанком.

- Вы не задумывались над тем, что приведение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с постановлением правительства РФ №306 смогло бы сиять очень много проблем, в том числе имеющихся в МУП «ПО КХ г. Тольятти»?

- Наше предприятие поставляет определенный объем ресурсов. В общем-то, из года в год он достаточно стабилен. Сегодня по факту мы даже отмечаем некоторое снижение потребления ввиду того, что народ после установки приборов учета начинает экономить. Но нам необходимо получить определенную валовую выручку в течение года, которая рассчитана на то, чтобы покрыть возникающие у нас при производственной деятельности расходы. Представьте себе, что там, где нет приборов учета, нормативы потребления пересчитали в сторону уменьшения. Соответственно, выручка предприятия упадет. А у нас вся экономика рассчитана под определенную валовую выручку. По сути мы -чисто социалистическое предприятие с плановой экономикой. У нас доходы и расходы рассчитываются на год вперед. В случае если валовая выручка упадет, нам придется сократить расходные статьи. Но, скорее всего, этот путь приведет к банкротству предприятия. Поэтому при пересмотре нормативов нужно быть чрезвычайно осторожным. И все же, по большому счету, мы — поставщики, как и потребители, заинтересованы в установке приборов учета. И прежде всего на границах балансовой принадлежности наших сетей, как правило, на вводах в дом. Тогда мы сможем выставлять счета УК по фактически доказанным потребленным ресурсам. Но в этом случае УК могут нести убытки, если в результате заниженного норматива они соберут меньше средств, нежели необходимо будет заплатить по факту потребления.

- В этом случае можно будет, согласно постановлению правительства РФ № 307, сделать перерасчет.

- Согласен. Но это приведет к недовольству населения и еще большим кассовым разрывам, которые полностью лягут на плечи УК. От банкротства УК вряд ли кто-то выиграет. Поскольку зачастую уставный капитал УК — это 10 тыс. р.

- Насколько можно считать верным предположение, что в период сегодняшней кризисной ситуации муниципальное унитарное предприятие можно считать наиболее удачной организационно-правовой формой предприятия, работающего в сфере ЖКХ?

- Как патриот своего предприятия и в целом городского хозяйства скажу, что я считаю МУП удачной формой. Но МУП имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам отношу управляемость процессом со стороны мэрии и возможность муниципалитета постоянно держать руку на пульсе происходящих событий и управлять технологическим процессом и финансами. К примеру, если речь идет о монополисте, который не подчиняется муниципалитету, то этот монополист может действовать достаточно жестко в отношении потребителей — предприятий и населения. За неуплату может ограничить подачу ресурсов или полностью отключить. За всю историю нашего предприятия мы не разу население не ограничивали и не отключали, не шантажировали на этом. Почему? Потому что мы — муниципальные и заинтересованные в том, что авторитет и престиж муниципальной власти должен только расти. Мы — единое целое с городом, составная часть городского механизма, который является собственностью государства, муниципалитета, жителей города. Управляемость со стороны города является важнейшим нашим преимуществом.

Но в то же время в МУП есть свои минусы. Прежде всего, с точки зрения привлечений инвестиций, реализации и распоряжения имуществом. Руководитель МУП достаточно ограничен в выборе решений, лишен возможности маневра. Это не всегда положительно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия