Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

Автобусы на продажу

В Сызрани в очередной раз ликвидируют муниципального перевозчика

Петр Кожевников

На прошлой неделе стало известно, что МУП УК «Городские перевозки» г. Сызрани объявило о проведении аукциона по продаже имущества. В числе прочего на торги выставлены автобусы и троллейбусы. Судя по ряду признаков, нельзя исключать, что аукцион проводится в интересах определенной ФПГ. Но некоторые эксперты полагают, что имущество банкротящегося муниципального предприятия достаточно недорогим способом может стать собственностью новых владельцев. Рынок сызранских пассажирских перевозок стоит перед очередными изменениями.

Объявили о распродаже

На аукцион, который должен состояться 18 марта, выставлено два лота. В состав первого входят автобусы, троллейбусы и транспортная техника. Другие подробности не разглашаются. Так, например, неизвестно, сколько машин выставлено на торги. Начальная цена этого лота — 9,381 млн. р. Путем публичного предложения единым лотом идут на торгах и складские остатки МУП УК «Городские перевозки» г. Сызрани. Это инвентарь, запчасти, хозяйственные принадлежности, стройматериалы. Цена этого лота — 1,669 млн. р. Задаток участникам торгов предлагают вносить на расчетный счет в ЗАО АК «Земский банк», который подконтролен Владимиру Симонову. Однако есть в предстоящем аукционе и иные любопытные моменты.

Так, например, в феврале городскими властями вновь было заявлено, что муниципалитет готов взять контроль над пассажирскими перевозками в Сызрани. Но одного желания здесь мало. Эксперты полагают, что это заявление можно рассматривать как очередной ход, направленный на усмирение частных перевозчиков. В то же время возобновились неофициальные разговоры о конкурсах, которые предстоит провести в ближайшем будущем для определения подрядчиков на пассажирские перевозки. Хотя эксперты отмечают, что время для них сейчас крайне неудачное.

Планы на бумаге

Согласно принципам, озвученным чиновниками администрации Сызрани в прошлом году, предпочтение должно отдаваться тем предпринимателям, кто имеет большее количество машин, собственную ремонтную базу, налаженную диспетчер- скую службу. Другое дело, что для массовой единовременной замены автобусного парка требуются огромные вложения. Так, цена на пассажирскую «газель» составляет сегодня около 400 тыс. р. А более вместительный ПАЗ может обойтись в сумму свыше 1 млн. р. По оценкам специалистов, для осуществления по-настоящему организованного пассажирского извоза в Сызрани необходимо присутствие на линиях ежедневно порядка 300 машин.

Муниципальные пассажирские перевозки в Сызрани могут стать достоянием истории
Муниципальные пассажирские перевозки в Сызрани могут стать достоянием истории

Таким образом, минимальная цена вопроса колеблется в пределах от 120 млн. р. до 300 млн. р. Таких денег нет ни у муниципалитета, ни у предпринимателей.

К тому же для конкурсов по маршрутной сети, по мнению ряда экспертов, нет и разработанной законодательной базы на федеральном уровне. С другой стороны, несмотря на кризис, люди все равно будут пользоваться общественным транспортом. А это живые деньги. Если на местном рынке появится настоящий монополист, то он сможет диктовать свои условия и ценовую политику. По мнению экспертов рынка, ежедневная выручка от пассажирских перевозок общественным транспортом в Сызрани может достигать 300 тыс. р.

В этой связи становится понятным, что в приобретении автопарка муниципального предприятия могут быть заинтересованы крупные предприниматели. Хотя это только в теории. Бытует мнение, что большая часть муниципального транспорта находится в плачевном состоянии и вкладывать деньги в его приобретение — изначально проигрышная затея. Определенные соображения имеются и в отношении троллейбусов. В Сызрани всего один троллейбусный маршрут, его обслуживают всего четыре машины. Расширение сети троллейбусного сообщения остается только на бумаге.

История банкротств

Между тем в Сызрани это далеко не первый случай, когда муниципальное пассажирское предприятие находится на стадии ликвидации и распродажи имущества. В свое время существовало достаточно успешное МУП «Сызранский пассажирский автотранспортный комбинат» (СПАТК). Затем на рынке появились иные муниципальные компании. Так, в 1998 г. было зарегистрировано МУП «Сызранские троллейбусные линии» (СТЛ). В августе 2007 г. был начат процесс его ликвидации. Предприятие исключено из единого государственного реестра Росстата. При этом следует отметить, что СТЛ создавалось с уставным капиталом 49,779 млн. р. Правда, основной его задачей была все-таки не перевозка пассажиров (троллейбус в Сызрани пошел лишь в 2004 г.), а управление строительством.

В 2002 г. было зарегистрировано МУП «Управляющая компания «Городские перевозки», которое сегодня и выставляет имущество на торги. В апреле 2007 г., по данным ФСН, был начат процесс и его ликвидации. Интересно, что директора «Городских перевозок» менялись фактически каждый год. Предприятие поочередно возглавляли Михаил Сорока, Ильяс Кагарманов, Юрий Сумцов, Николай Ятманкин. Конкурсным управляющим стал Игорь Телешенин. Уставный капитал предприятия был также немаленьким. Он составлял 20,812 млн. р. В 2006 г. на рынке появилось МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП). Его возглавил Александр Саксонов. Именно оно и занимается на данный момент пассажирскими муниципальными перевозками. При этом с самого начала СПАТП стало убыточным. При выручке от продаж в 2006 г. и 2007 г., соответственно, 20,213 млн р. и 40,346 млн. р. себестоимость услуг составила 27,701 млн. р. и 64,994 млн. р. Убытки в 2006 г. измерялись в 7,488 млн. р. А в 2007 г. — в 24,647 млн. р.

В данной ситуации важно обратить внимание на то, что МУП УК «Городские перевозки» выставило на продажу подвижной состав, который использует на линиях СПАТП. Это касается и троллейбусов. Не исключено, что нынешние торги организованы с целью узаконить передачу имущества от одного муниципального предприятия другому. Тем более, что, по оценкам экспертов, реального покупателя на имущество может и не найтись. А то, что потенциальный преемник является убыточным, вероятно, никого не смущает. Если впоследствии действительно выяснится, что торги готовились под СПАТП, то будет непонятно, где оно изыщет 10 млн. р.

В качестве заинтересованной стороны отдельные эксперты называют ГК «Криста». В этом случае как одну из версий можно считать вероятное создание совершенно нового предприятия по пассажирским перевозкам в Сызрани с участием частного капитала и муниципалитета. Тем более что у подконтрольной ГК «Криста» компании ООО «Интервал» имеется свой автобусный парк, который использовался для доставки рабочих на завод ОАО «Пластик». С учетом незагруженности завода у собственников ГК «Криста» вполне могла возникнуть идея задействовать подвижной состав на городских маршрутах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.