Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (260) | 1 декабря 2008г.
 

Наполеоновские планы

Михаил Добындо пиарится во время кризиса

Сейдамет Абреков

В конце ноября ОАО «ИжАвто» объявило о якобы увеличившемся в октябре в два раза объеме закупок металлопроката. Подобное сообщение выглядит странным на фоне мирового финансового кризиса и заявлений металлургических комбинатов о снижении продаж металлопроката. Скорее всего, этим сообщением на ИжАвто хотели нивелировать снижение финансовых показателей, имевших место в III кв. 2008 г. Не исключено, что предприятие хотят сделать более привлекательным в свете его возможного приобретения АВТОВАЗом.

В сообщении Ижевского автозавода говорилось: «По сравнению с сентябрем объемы поставок выросли в 2,2 раза и стали вторыми по величине в этом году после поставок апреля (1800 т). Основные поставки металлопродукции осуществили Новолипецкий, Череповецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты. Закупленный металлопрокат будет использован в производстве классической линейки автомобилей ИжАвто, в частности, для изготовления дисков колес, пола, крыши, задней двери и т. д. Увеличение закупок металлопроката призвано обеспечить бесперебойную работу производства моделей ВАЗ-2104 и ИЖ-27175 до конца 2008 г.».

Весьма странно, что на фоне мирового финансового кризиса, отказа металлургических комбинатов осуществлять поставки металлопроката на автозаводы из-за накопившихся долгов ИжАвто заявляет об увеличении закупок металла. Стоит напомнить, что российские автозаводы на данный момент испытывают проблемы с ликвидностью из-за снизившихся объемов продаж, удорожания и усложнения кредитного заимствования. На многих предприятиях идет сокращение персонала.

Ситуация с кризисом на российском автомобильном рынке привела к тому, что российские власти вынуждены были урегулировать проблему неплатежей между автозаводами и металлургами. Так, 15 октября на АВТОВАЗ с визитом приезжал заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин.

Он провел рабочее совещание с представителями федеральных министерств, крупных автопроизводителей, банков и металлургических комбинатов (см. «Хронограф» №39 от 20.10.08). Подобные совещания Сечин накануне проводил и в других регионах. Этот факт говорит о том, что проблемы автопредприятий носят системный характер. Кроме того, государство через Внешэкономбанк пошло на рефинансирование иностранных кредитов, полученных крупными российскими предприятиями.

О том, что и на самом ИжАвто ситуация складывается далеко не гладко, можно сделать вывод, прочитав очередной ежеквартальный отчет этого предприятия. В частности, в нем говорилось: «В III кв. 2008 г. наблюдается снижение общего размера выручки от реализации продукции, работ, услуг на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это связано с падением объемов производства автомобилей KIA Sorento, в связи с тем что в июле 2008 г. начато освоение CKD-сборки KIA Sorento. Валовая прибыль ОАО «ИжАвто» за III кв. 2008 г. составила 319,949 млн.р., чистая прибыль (-) 47,838 млн.р., рентабельность продукции (по прибыли от продаж) составила 5,19%, рентабельность активов — (-) 0,28%, рентабельность собственного капитала- (-)1,19%, коэффициент чистой прибыльности — (-) 0,96%. Отрицательное значение собственных оборотных средств говорит о том, что предприятие формирует оборотные средства за счет заемного капитала.

В III кв. 2008 г. наблюдается снижение коэффициентов текущей и быстрой ликвидности по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Это связано с наращиванием кредитной массы более быстрыми темпами, чем увеличение активов предприятия».

Таким образом, заявление ИжАвто об увеличении закупок металлопроката можно расценить как некий пиар-ход, реализовать который смогли, использовав сравнение показателей закупки металла за сентябрь и октябрь. Необходимость этого хода, похоже, была вызвана желанием нивелировать ухудшившиеся финансовые показатели. А также, вероятно, желанием генерального директора ОАО «ИжАвто» Михаила Добындо (на фото) показать свою дееспособность как руководителя предприятия на фоне возможной покупки ИжАвто АВТОВАЗом. Также нельзя исключать, что Добындо таким образом послал некий «месседж» в свете имеющихся мнений о его возможном назначении на должность президента ОАО «АВТОВАЗ».

Однако по вышеназванным причинам покупка ИжАвто тольяттинским автозаводом в ближайшем будущем вряд ли возможна. Более вероятно начало переноса производства автомобилей Lada-2107 в Ижевск в 2009 г. для освобождения главного конвейера АВТОВАЗа для более современных моделей. В частности, на главный конвейер вероятен перенос сборки Lada Kalina. Планируется, что на следующий год в Ижевске будет производиться 35 тыс. Lada-2107, в 2010 и 2011 гг. — по 70 тыс. Но и сценарий переноса «семерок» в Удмуртию также может не реализоваться, из-за того что до 2011 г. сдвинуты сроки начала производства на АВТОВАЗе автомобилей, лицензия на которые была приобретена у Renault. Поэтому также несбыточными выглядят планы ИжАвто по производству автомобилей марок Renault и Nissan начиная с 2010 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.