Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (260) | 1 декабря 2008г.
 

Ненужный «Авиакор»

Авиационный завод может войти в состав OAK

Денис Федоров

ОАО «Авиакор — авиационный завод» может войти в производственную кооперацию с предприятиями ОАО «OAK». Мощности завода планируется использовать для производства ряда комплектующих. Эксперты считают, что в скором времени «Авиакор» может быть продан OAK либо будет произведен обмен акций завода на миноритарный пакет корпорации.

21 ноября президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (OAK) Алексей Федоров посетил ОАО «Авиакор — авиационный завод». Целью визита были переговоры о включении завода в производственную кооперацию с предприятиями ОАО «OAK». В ходе визита были осмотрены производственные мощности предприятия и прошли переговоры с участием губернатора Самарской обл. Владимира Артякова, акционеров и руководства завода. OAK рассматривает возможности размещения на мощностях ОАО «Авиакор — авиационный завод» производства ряда комплектующих, включая крупногабаритные детали из алюминиевых сплавов, а также использования литейных и штамповочных мощностей завода.

На «Авиакоре» с 1985 г. серийно выпускается Ту-154М, но начиная с 2003 г. завод приступил к производству и продажам его новой версии. Сейчас в работе несколько самолетов Ту-154 разных модификаций, в том числе проходящие капитальный ремонт, а также три новые машины, две из которых предназначены для Министерства обороны РФ. Также «Авиакор» запустил производство новой модификации 52-местного пассажирского самолета Ан-140: в течение 2009 г. должно быть построено и в декабре сдано заказчикам пять таких машин.

Однако мощности завода загружены не полностью. Руководство OAK заявляет, что заинтересовано в сотрудничестве с «Авиакором». Так, выпуск регионального самолета Ан-140, который собирается на самарском заводе, включен в единый производственный план холдинга. Специально созданная рабочая группа OAK определит, как продукция «Авиакора» может вписаться в товарную линейку государственного холдинга, какие объемы работ и покаким проектам самарское предприятие готово выполнять для OAK.

Как сообщили «Хронографу» в пресс-службе OAK, речь о покупке завода пока не идет, поэтому деятельность самарского завода в составе OAK и цену будущей сделки в корпорации комментировать не стали. Эксперты же считают, что сделка по продаже все-таки в скором времени состоится.

Самарский авиапром не сдается
Самарский авиапром не сдается

Одной из причин продажи «Авиакора» могут быть финансовые проблемы бизнесмена Олега Дерипаски, владеющего холдингом «Русские машины», который в свою очередь контролирует 80% акций ОАО «Авиакор — авиационный завод».

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «Русские машины» приняли решение продать «Авиакор» по нескольким причинам. Во-первых, холдингу требуются деньги для развития своих машиностроительных активов, во-вторых, данному производству требуется большое количество продукции смежников, а почти все эти предприятия входят в OAK и нацелены в первую очередь на выполнение заказов его предприятий. В-третьих, «Авиакор» был единственным авиационным активом «Русских машин», он не вписывался в его основную автомобильную тематику.

Эксперты считают, что для OAK сотрудничество с «Авиакором» интересно тем, что это крупный сборочный завод, который способен выполнять самые сложные заказы, у которого сохранились работоспособный коллектив и технологическая база. Ранее представители OAK заявляли «Хронографу», что завод «Авиакор» не представляет для них интереса. Они объясняют это тем, что на тот момент не хотели приобретать этот актив любой ценой, да и «Русские машины» не собирались его продавать. Сейчас же, когда и сама компания хочет его продать и OAK готова включить его в свою производственную программу, возможность сделки возрастает. Ее сумма может составить $80-85 млн.

OAK еще летом заявила об активной работе по аутсорсингу с самарскими заводами. К 2009 г. корпорация ожидает первые поставки с ОАО «Авиаагрегат». Руководство ОАО «Салют» ведет переговоры о поставках ряда авиакомплектующих с президентом ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (входит в OAK) Олегом Демченко. По мнению экспертов, интерес для корпорации могут представлять те самарские заводы, технический уровень которых позволяет выпускать комплектующие для авиационной техники.

OAK может провести соответствующий технический аудит каждого из предприятий, и если качество продукции, квалификация рабочих и уровень технической оснащенности удовлетворит OAK, то на эти заводы может быть перенесено изготовление части деталей для авиационной техники со сборочных заводов OAK, которые освободят свои мощности непосредственно для сборки самолетов.

Как будут задействованы мощности «Авиакора», эксперты затрудняются предположить. По мнению Баранова, было бы логично, если бы завод выпускал самолеты, но основная тема «Авиакора» — Ан-140 — не включена в производственную программу OAK, поэтому завод может перейти на выпуск комплектующих. При этом аналитики считают, что изменения в руководящем составе «Авиакора» маловероятны: на заводе работают высококвалифицированные руководители и нет смысла менять их.

Комментарии

Владимир АРТЯКОВ, губернатор Самарской обл.

- Сотрудничество завода с корпорацией сулит большое будущее. Это прежде всего загрузка по межведомственной кооперации. Если мы изыщем возможности и все соединим, скооперируем, то я думаю, что у завода хорошие перспективы.

Алексей ФЕДОРОВ, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

- Мы изучаем здесь возможность развития межзаводской кооперации. На заводах OAK по той производственной программе, которую мы сегодня имеем, ощущается достаточно большой перегруз. И нам подключение дополнительных мощностей на сегодня крайне необходимо.