Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (258) | 17 ноября 2008г.
 

Промышленность вместо туризма

Жигулевск меняет направление развития

Ян Хельм

11 ноября в мэрии Жигулевска состоялась пресс-конференция, посвященная проекту генерального плана развития городского округа Жигулевск. На ней стало ясно, что новое руководство города решило забыть не столько о туристическом будущем города, сколько о его промышленном развитии. Производство комплектующих для ОАО «АВТОВАЗ» решили отдать немцам или японцам. За госзаказ на алюминиевые вагоны с самым богатым, по оценке журнала «Forbes», человеком в России Олегом ДЕРИПАСКОЙ будет бороться ОАО «Энерготехмаш» Владимира КОЖУХОВА.

Впервые в Жигулевске публично рассматривается генеральный план городского округа. За всю его историю существовало три такого рода документа. Первый был создан в 1961 г., второй — в 1990 г., третий формируется сегодня. По словам первого заместителя мэра Жигулевска Александра Белоусова (на фото), генплан создается на каждые 30 лет развития города. «В Жигулевске же он формируется чуть-чуть раньше по объективным причинам, -сообщает также Белоусов. — У нас меняется направление развития города. Если раньше перспектива Жигулевска была сориентирована на туризм, то сейчас на промышленное развитие города». Данный тезис Белоусова можно подвергнуть сомнению, учитывая то, что ГУП институт «ТеррНИИгражданпроект» приступил к работе над проектом генплана Жигулевска более двух лет тому назад, еще при прежней администрации Жигулевска (см. «Хронограф» №35 (250) от 22.09.08 и №41 (256) от 05.11.08). Причем это не скрывалось. Бывшие мэр Жигулевска Сергей Балахонов и его заместитель по промышленности, транспорту и связи Юрий Смеловский неоднократно сообщали о разработке проекта генплана, в том числе обращаясь и к журналистам.

Новая администрация Жигулевска упрямо настаивает сегодня на том, что генплан — ее собственная инициатива. Каким образом специалисты института «ТеррНИИгражданпроект» в одночасье переориентировали достаточно сложный документ (одна пояснительная записка к генплану — на 179 листах), не поддается никакому объяснению. Тем более известно, что решение заказать самарскому институту изготовление генплана Жигулевска принято еще в 2005 г. в связи с созданием на территории Самарской обл. нового муниципального образования — городского округа Жигулевск.

Это подтвердила на состоявшейся 11 ноября в мэрии Жигулевска пресс-конференции главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Жигулевска Ольга Турова.

Несмотря на очевидно противоречащие Белоусову и его нынешним коллегам факты, первый заместитель мэра Жигулевска объяснил резкую смену трактовки генплана «необходимостью создания в городе новых рабочих мест». На фоне массовых увольнений на градообразующих промышленных предприятиях -ОАО «Энерготехмаш» и ЗАО «Жигулевские стройматериалы» (см. «Хронограф» №38 (253) от13.10.08) — данное заявление прозвучало вполне своевременно. Притом что перспективы промышленной застройки округа на сегодняшний день обсуждаются пока (причем исходя лишь из заверений работников мэрии) только в форме устных переговоров. Участников этих переговоров журналистам пока не показывают.

Между тем ключевой промышленной зоной определены территория ОАО «Жигулевский радиозавод» и прилегающие к нему земли. Бывшее оборонное предприятие, по информации Белоусова, входит сегодня в государственную корпорацию «Ростехнологии», но, несмотря на это, недозагружено и должно развиваться. Также Белоусов сообщил, что ведутся переговоры с некими российско-германской и российско-японской компаниями по поводу строительства завода по производству автокомпонентов для ОАО «АВТОВАЗ». На прошлой неделе в Жигулевск якобы прибыла немецкая делегация для изучения площадок для потенциального предприятия.

Второй крупной зоной для промышленного строительства определена площадь в 67 га вдоль Старо-сызранской дороги, участок так называемого глинкарьера. На пресс-конференции было озвучено, что в правительство Самарской обл. подана заявка на придание данной площадке статуса свободной экономической зоны регионального уровня. После подведения к глинкарьеру коммуникаций реально возвести в пределах данной территории, как заявил на прошлой неделе Белоусов, порядка 20-30 небольших предприятий. Заявки, во всяком случае, принимаются. 10-12, по словам Белоусова, находятся уже на рассмотрении в отделе архитектуры и градостроительства мэрии Жигулевска.

Одна из заявок по освоению промышленных зон, определяемых схемой функционального зонирования генплана, исходит, по информации мэрии Жигулевска, от председателя совета директоров ОАО «Энерготехмаш» Владимира Кожухова. Она касается проекта «Алюминиевые вагоны России» (см. «Хронограф» №38 (253) от 13.10.08). «Но для того чтобы предоставить землю, — рассказывает Белоусов, — нам нужны жесткие гарантии от ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Да Кожухов и не пойдет в этот проект, пока не получит от РЖД договор намерений или что-то ему аналогичное, гарантирующее перспективу закупок. Вагоны — не та продукция, которую можно продавать на свободном рынке». На вопрос «Хронографа», каков следующий шаг процесса рассмотрения заявки Кожухова, Белоусов ответил, что таковым станет сертификация в РЖД конструкций вагонов и самой технологии производства. В связи с этим он предположил, что точно такие же возможности по поводу госзаказа сохраняются и у владельца холдинга «Базовый элемент», контролирующего компанию «Русский алюминий», Олега Дерипаски. Технологический потенциал для производства алюминиевых вагонов, по мнению Белоусова, имеется у обоих промышленников.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.