Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (258) | 17 ноября 2008г.
 

«Металлические долги»

АВТОВАЗ рискует лишиться поставок листового металла

Денис Федоров

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) начало останавливать отгрузку металла для автопроизводителей из-за долгов. В числе его должников числится и ОАО «АВТОВАЗ». Несмотря на общее снижение цен на металл на 10-20%, ВАЗ из-за нехватки оборотных средств и снижения объемов производства не смог погасить задолженность перед металлургами. Эксперты считают, что предприятия смогут договориться о рассрочке выплат и поставки металла на ВАЗ не прекратит.

Информационные агентства со ссылкой на источник в ММК передали, что комбинат прекратил отгрузку стального листа группе ГАЗ из-за долгов. В числе должников также числится и АВТОВАЗ. ММК — один из крупнейших поставщиков металла для АВТОВАЗа. ММК выпускает для автозавода холоднокатаный лист, холоднокатаную ленту, горячеоцинкованный прокат. Также предприятие является для АВТОВАЗа единственным поставщиком толстого горячекатаного проката. Точная сумма долга тольяттинского автозавода перед Магниткой неизвестна. В целом предприятия автопрома задолжали ММК около 3 млрд. р. Вся клиентская задолженность перед ММК сейчас составляет 25-27 млрд. р. Причем мощности комбината в настоящее время загружены менее чем на 50%.

Примечательно, что в 2006 г. между предприятиями уже возникали трения: АВТОВАЗ отказывался от закупок металла на ММК. Автозавод выдвинул к металлургическим комбинатам ряд условий: металлурги должны были организовать свои склады в Тольятти и поставлять металл с рассрочкой платежа на 50 дней. Позже стороны смогли договориться.

На ВАЗе ситуацию комментировать не стали. Получить комментарии на ММК «Хронографу» не удалось.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что ММК не остановит отгрузку листового металла АВТОВАЗу в связи с тем, что «сейчас правит рынок покупателя», а не «продавца», для «металлургических компаний важен каждый клиент», в то время как АВТОВАЗ «является таким клиентом, которого надо беречь и любить, чтобы с ним ни происходило». «Поэтому компании договорятся о рассрочке выплат, каких-то еще дополнительных программах сотрудничества, но никаких резких телодвижений ММК делать не будет», — отметил эксперт. Потребность АВТОВАЗа и других автопроизводителей в листовом металле составляет около 2-2,5 млн. т в год. Одна пятая затрат на производство автомобиля Lada приходится на закупку металла. Долги перед ММК образовались у АВТОВАЗа из-за снижения продаж машин, а также из-за выделения части средств на поддержку дилеров завода.

Справка:

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» — крупнейшее предприятие черной металлургии России, доля в объеме металлопродукции — около 20 %. В 2007 г. на ММК выпущено 12,8 тыс. т горячего проката. Выручка группы компаний ММК за 2007 г. составила $8,197 млн. Операционная прибыль составила $2 млн. Предприятия автопрома всегда являются для ММК стратегическими партнерами, поставки металла осуществлялись помимо ВАЗа и ГАЗа также РусПромАвто, КамАЗу, Ижмашавто, УралАЗу, ЗИЛу, МАЗу, БелАЗу. К числу основных видов продукции, выпускаемых ММК для предприятий автомобильной промышленности, относятся холоднокатаный и горячекатаный листовой прокат, холоднокатаная лента, сортовой и горячеоцинкованный листовой прокат.

Объем потребления металлопродукции в Самарском регионе в 2007 г., по данным ОАО «Металл-Маркет», составил 1,5 млн. т. По прогнозу на 2008 г., достигнет 1, 8 млн. т. На долю АВТОВАЗа приходится 795 тыс. т, еще 474 тыс. т — на долю прямых поставок другим конечным потребителям, и 316 тыс. т реализуют металлотрейдеры.