Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Некому заступиться

Авиакомпания «Самара» будет ликвидирована

Денис Федоров

С 1 октября 2008 г. Федеральным агентством воздушного транспорта приостановлено действие сертификата эксплуатанта у авиакомпании «Самара». Весь флот и штат авиаперевозчика будут отданы авиакомпании «Атлант-Союз». Ликвидация остальных членов альянса «ЭйрЮнион» пока под вопросом.

В августе 2008 г. у авиаальянса «ЭйрЮнион» начались массовые задержки рейсов в связи с задолженностью авиакомпаний по оплате топлива. Общая задолженность альянса составила около 1 млрд. р., из которых около 100 млн. р. приходится на авиакомпанию «Самара».

1 октября т. г. Росавиацией приостановлено действие сертификата эксплуатанта №231 ОАО «Авиакомпании «Самара», а с 5 октября 2008 г. сертификат эксплуатанта приостановлен у авиакомпании «Омскавиа» и «Сибирской авиатранспортной компании», также входивших в авиаальянс «ЭйрЮнион». Двумя днями ранее — 29 сентября — Федеральное агентство воздушного транспорта приняло решение об изменении срока приостановления сертификата эксплуатанта авиакомпании «Красноярские авиалинии» и авиакомпании «Домодедовские авиалинии» с 30 сентября 2008 г. на 28 октября 2008 г.

Данное решение Росавиации продиктовано «необходимостью завершения указанными авиакомпаниями выполнения программ полетов по летнему расписанию, а также во избежание массовых срывов авиаперевозок и нарушения прав пассажиров». В зимнем расписании рейсы бывших участников авиаальянса «ЭйрЮнион» возьмет на себя авиакомпания «Атлант-Союз», в соответствии с планом оперативного штаба по урегулированию сбойных ситуаций, а также приказом Росавиации от 22 августа 2008 г. по проведению внеплановых инспекционных проверок авиакомпаний, входящих в авиаальянс «ЭйрЮнион».

Проверки проводилась в связи с ухудшением основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатантов. За время работы инспекционной комиссии Росавиации принимались все исчерпывающие меры по нормализации ситуации, возникшей с ненадлежащим выполнением авиакомпаниями авиаальянса «ЭйрЮнион» своих обязательств по перевозке пассажиров в соответ- ствии с заявленным расписанием. Были вручены инспекторские предписания авиакомпаниям альянса «ЭйрЮнион», неоднократно прошли совещания с представителями альянса, госкорпорации «Ростехнологии» и Минтранса России для выработки путей решения и погашения финансовой задолженности. Практически все шаги по нормализации и выходу из создавшейся критической ситуации были исчерпаны, что в основном обеспечило доставку авиапассажиров авиальянса «ЭйрЮнион» к началу нового учебного года. Авиакомпаниям альянса было также предоставлено время для устранения недостатков по выполнению своих обязательств по перевозке авиапассажиров, однако это не привело к принципиальному улучшению ситуации внутри авиаальянса.

Как пояснил «Хронографу» начальник отдела имиджа и рекламы ОАО «Авиакомпания «Самара» Александр Ирдуллин, с 1 октября 2008 г. борты «Самары» будут летать под позывными авиакомпании «Атлант-Союз», которой также перейдет 100% флота авиакомпании «Самара».

По сообщению пресс-службы авиакомпании «Атлант-Союз», компания частично готова взять на себя долг AiRUnion. Сейчас рассматривается возможность частичного погашения задолженности перед некоторыми банками и топливозаправочными компаниями. Переговорами с кредиторами, а также сроками погашения задолженности будут заниматься акционеры.

По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олега Пантелеева, отзыв лицензии у авиакомпаний «КрасЭйр» и «ДАЛ» — вопрос времени. У «Самары» наименее сложная ситуация с заменой авиакомпании на ее маршрутной сети, ее самолеты можно было быстрее передать «Атлант-Союзу». Возобновление лицензии теоретически возможно, но практически нецелесообразно, считает Пантелеев. Маршрутная сеть авиакомпании будет передана другому перевозчику, сотрудники будут переведены в другую компанию, на нее будут переведены и самолеты. «Дальше путь один — ликвидация. Более того, у «Самары» нет «заступников» — она нужна только трудовому коллективу. Росимущество от этого актива отстранилось, бывшие частные акционеры тоже. Теперь компания управляется из оперативного штаба в Москве, а там решение уже принято», — отметил эксперт.