Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Особый порядок

Субсидии для госслужащих будут исчисляться по рыночной стоимости

Татьяна Никонорова

30 сентября на заседании губернской думы был утвержден новый принцип субсидирования гражданских служащих Самарской обл. в части получения ими субсидий на приобретение и строительство жилья. Таким образом, служащие правительства Самарской обл. и Самарской губернской думы смогут рассчитывать на получение субсидий на покупку жилья, приближенных к реальной стоимости жилой площади в Самарской обл.

То, что закон, изменяющий практику субсидирования для покупки или строительства жилья, принимался в пользу гражданских служащих, было заявлено в самом начале обсуждения этого вопроса. «Гражданские служащие — это работники правительства Самарской обл. и Самарской губернской думы. Но этот законопроект не затрагивает гражданских служащих, а сводится непосредственно к тому, что вводится понятие стоимости и понятие рыночной стоимости», — попытался пояснить ситуацию заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Олег Майоров (на фото). Для того чтобы приблизить стандарты субсидирования для госслужащих Самарской обл. к рыночным условиям, пришлось внести изменения сразу в шесть законодательных актов Самарской обл. Так, например, были изменены законы «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской обл. отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», «О предоставлении гражданским служащим Самарской обл. социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения», а также внесены поправки в областную целевую программу «Жилище» на 2006-2015 гг. Во всех этих законах слова «средняя стоимость» были заменены на слова «средняя рыночная стоимость». Сам законопроект готовился к принятию с марта 2008 г. и был согласован в 5 министерствах — от Министерства экономического развития и торговли Самарской обл. до управления делопроизводства аппарата правительства.

Тем не менее, как следует из пояснительной записки к законопроекту, несмотря на то что субсидии чиновникам теперь будут рассчитываться из средней рыночной стоимости квадратного метра, в правительстве не думают, что это реально ударит по областной казне. По крайней мере, увеличения расходов областной казны по данному виду расходов не предполагается.

Депутат губернской думы Михаил Матвеев обратил внимание на односторонность подобной практики. «Для простых смертных остается понятие средняя стоимость, а для гражданских служащих — средняя рыночная стоимость. Просто есть большое количество граждан, которые получают эти смешные субсидии, на которые нельзя купить даже комнату на Безымянке, и считается, что таким образом жилищная проблема населения решается. Наверное, какое-то должно быть единообразие, наверное, мы не должны отрывать власть от народа таким образом», — резюмировал Матвеев. Действительно, по оценкам специалистов, сейчас остаются невостребованными порядка 20-25% жилищных сертификатов, которые дают право на получение субсидий на улучшение жилищных условий. Все это стало предпосылкой для развития практики по обналичиванию жилищных сертификатов (см. «Хронограф» №43 (208) 19.11.07). Желающим обналичить жилищный сертификат предлагается приобрести дома в сельской местности Самарской обл., там, где стоимость жилья не превышает суммы, указанной в сертификате.

Если же клиента данного агентства недвижимости подобное жилье не устраивает, то он впоследствии через то же агентство недвижимости может его продать, причем риелтор за содействие возьмет 25 тыс. р. По словам риелтора, работающего с обладателями сертификатов, проблем с последующей перепродажей данного жилья не возникнет, «поскольку оно является достаточно ликвидным». Кроме того, в агентстве недвижимости утверждают, что в настоящий момент просто обналичить жилищный сертификат нельзя, поскольку прокуратура Самарской обл. осуществляет контроль за их использованием. Поэтому приходится проходить через процедуру покупки и последующей перепродажи недвижимости. С точки зрения действующего законодательства о жилищных сертификатах нарушений в таких действиях нет.

Нюанс заключается в том, что, после того как получатель сертификата приобретает жилье, государство вычеркивает его из списков очередников на улучшение жилищных условий. Соответственно, такой получатель больше не может рассчитывать на помощь государства при решении своих жилищных проблем, притом что его жилищные проблемы фактически решены не были.

Проблема с обеспечением нуждающихся в улучшении жилищных условий напрямую упирается в методику финансирования субсидий. Согласно федеральной методике стоимость кв. м составляет всего 35 тыс., тогда как закрепленная приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли средняя рыночная стоимость кв. м составляет 56 тыс. р. Именно на такую стоимость квадрата теперь смогут рассчитывать госслужащие.