Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Отбирают последнее

Принятие областного бюджета может пройти без согласительной комиссии

Татьяна Никонорова

30 сентября депутаты Самарской губернской думы (СГД) сразу в двух чтениях приняли поправки в Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Самарской обл.». Согласно поправкам принятие основного финансового закона Самарской обл — бюджета может пройти без участия согласительной комиссии — специально сформированного органа, в который входят председатели комитетов СГД и представители правительства Самарской обл. Можно предположить, что законодательное закрепление отстранения СГД от бюджетного процесса стало не более чем тенденцией, которая иллюстрирует действительное влияние депутатского корпуса на социально-экономическое развитие региона.

Цейтнот

Согласно недавно принятому закону сроки предоставления правительством проекта бюджета Самарской обл. были существенно сдвинуты. Вместо 15 сентября, как это было заложено в Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», чиновники правительства обязаны представлять проект основного финансового закона не позднее 15 октября. Окончательно же бюджет области должен быть принят за месяц до начала нового финансового года. Таким образом, при классическом рассмотрении бюджета, т.е. при котором в работу включается согласительная комиссия, появляется реальная угроза провалить сроки принятия нового бюджета.

По словам заместителя министра управления финансами Елены Зябкиной, сроки принятия проекта бюджета правительством Самарской обл. напрямую зависят от анализа региональных целевых и ведомственных программ, а эта работа не может начаться ранее марта. В результате правительство само не укладывается в установленные сроки.

Впрочем, выход из собственных временных рамок нашелся. Законопроектом предполагается минимизировать работу согласительной комиссии при работе с бюджетом на следующий финансовый год. Впрочем, сама согласительная комиссия не распускается. Разработанный правительством закон предполагает работу над бюджетом на следующий финансовый год в текущем режиме, через ряд заседаний профильных комитетов. Правда, только в том случае, если между депутатами и чиновниками областной администрации не возникнет разногласий по поводу расходования региональной казны.

Нецелесообразная комиссия

Как можно понять из слов министра управления финансами Павла Иванова, цели намеренно оградить депутатов от возможностей распределять областной бюджет чиновники не преследовали.

«Мы сегодня с вами имеем не новый проект, а изменения в редакции, которая разработана в прошлом году. И большой вопрос: а нужно ли собирать согласительную комиссию? И потом, а кто против многовариантности? Почему обязательно так, а почему не по-другому? И потом, если мы имеем сейчас действующую редакцию трехлетки и вносим в нее изменения и эти изменения базируются исключительно на нормативно-правовых актах, 70% бюджета базируется на нормативно-правовых актах», — прокомментировал ситуацию Павел Иванов. Согласно правительственной логике, 70% расходов областной казны сейчас производятся на основании решений правительства или уже принятых законов Самарской обл., целевых ведомственных и региональных программ. Соответственно, от депутатов требуется не формировать новые пакеты предложений для правительства области, а лишь принимать изменения в текущие документы. Для чего, собственно, достаточно лишь плановых заседаний профильных комитетов.

Впрочем, по словам Иванова, даже если согласительная комиссия и прекратит свое существование, это якобы не отразится на возможности депутатов участвовать в формировании расходных статей областного бюджета. «Депутат является субъектом законодательной инициативы. Точно так же как и губернатор. Губернатор у нас один, а депутатов пятьдесят. Если говорить о принятии областного бюджета, то попытки внести изменения в уже принятый правительством проект бюджета несвоевременны. Потому что под всеми нормативно-правовыми документами, которые составляют основу бюджета, стоит подпись губернатора. Их что, необходимо отменять? Кроме того, у депутатов никто не отбирал права в течение года спокойно вносить в правительство свои предложения, встречаться с министрами, формировать свои расходные статьи. В принципе, так некоторые и делают. Даже в этом созыве», — пояснил Иванов. Впрочем, сам Иванов, по его словам, готов работать и в формате согласительной комиссии, и в формате текущих заседаний профильного комитета.

Немного истории

Как бы там ни было, до последнего времени согласительная комиссия оставалась одним из наиболее влиятельных инструментов при распределении средств областного бюджета. В противном случае группа депутатов не предпринимала бы попытки установить контроль над процессом ее формирования.

В июне 2007 г. группа депутатов в составе Сергея Андреева, Владимира Яркина, Михаила Матвеева, Руфиля Ибрагимова и Александра Ерисова вынесла на заседание комитета по бюджету, финансам , налогам, экономической и инвестиционной политике свой вариант формирования согласительной комиссии. До внесения этой законодательной инициативы была закреплена норма, согласно которой от СГД в согласительную комиссию попадают председатели профильных комитетов областной думы, а председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике становится ее председателем. Инициативные же депутаты предложили от подобного алгоритма формирования согласительной комиссии отказаться. Таким образом, в итоге в согласительной комиссии мог оказаться любой депутат. Очевидно, что законодательный демарш инициативной группы депутатов имел цель при благоприятном стечении обстоятельств ввести в состав согласительной комиссии персон, которые при существующей системе в согласительную комиссию ни при каких условиях попасть бы не смогли. Эксперты «Хронографа» предполагали, что наибольшую выгоду на тот момент от подобных законодательных изменений могла получить только Группа «СОК», представители которой в СГД не смогли получить ни одного портфеля. Впрочем, те поправки в Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» так и не были приняты, и новый состав согласительной комиссии был сформирован по традиционному правительственному алгоритму — из председателей профильных комитетов СГД и членов правительства (см. «Хронограф» № 23 (188) от 25.06.07).

Впрочем, депутаты СГД не отказались от идеи законодательно закрепить за собой возможность участвовать в распределении бюджетных средств. 16 сентября на заседании комитета по законодательству, законности и правопорядку СГД депутаты рассмотрели вопрос о принятии Положения «О формировании и реализации предложений избирателей в части программы социально-экономического развития Самарской обл.». Суть положения заключалась в том, чтобы предоставить каждому депутату СГД возможность сформировать предложения в бюджет Самарской обл. на сумму в 1 млн. р. ежегодно (см. «Хронограф» № 35 (250) от 22.09.08). Комитет по законодательству, законности и правопорядку СГД принял решение не одобрять этот законопроект, а создать рабочую группу, которая должна просчитать варианты взаимодействия с правительством области по данному вопросу. Как видно из подобного решения, депутаты областной думы, похоже, даже и не рассчитывают на положительное заключение губернатора по данному вопросу. И, судя по тому, как быстро народные избранники проголосовали за сокращение полномочий согласительной комиссии, едва ли в их планы входила существенная корректировка бюджета.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.