Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Готовы к деньгам

Впервые Жигулевск заявил о почти миллиардном бюджете

Ян Хельм

30 сентября в Жигулевске состоялись общественные слушания по проекту бюджета Жигулевска на 2009-2011 гг. Мэр Жигулевска Александр КУРЫЛИН потребовал от подчиненных увеличить бюджет в 1,5 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Начальник финансового управления мэрии Жигулевска Татьяна РОГАЧЕВА (на фото) публично заявила, что план Курылина можно даже перевыполнить. Существенная доля запланированного прироста доходов в проекте бюджета обусловлена появлением в нем статей, напрямую зависящих от инвестиций. Если это не пустые обещания, то в Жигулевске бюджет из социально ориентированного должен в одночасье превратиться в бюджет развития.

Двукратный рывок

30 сентября на вопросы по проекту бюджета Жигулевска на 2009-2011 гг. отвечали от лица администрации заместитель мэра по городскому хозяйству Александр Душков, первый заместитель мэра Александр Белоусов и руководитель аппарата Станислав Капорцев. Базовый доклад по бюджету на встрече с общественностью и депутатами ЖГД сделала руководитель финансового управления мэрии Жигулевска Татьяна Рогачева.

Из доклада стало ясно, что на рассмотрение в ЖГД вносится проект со следующими цифрами: доходы в 2009 г. могут составить 890,3 млн. р., в 2010 г. — 636,14 млн. р., в 2011 г. -624,499 млн. р. Расходы на 2009 г. запланированы в размере 926,606 млн. р., на 2010 г. — 646,516 млн. р., на 2011 г. — 633,439 млн. р. Уровень расходов на 2009 г. для Жигулевска небывалый. В прошлом году депутаты ЖГД утверждали расходную часть бюджета в размере всего 522,424 млн. р. Дефицит в 2009 г., по расчетам финуправления мэрии, составит 36,576 млн. р., в 2010 г. — 10,367 млн. р., в 2011 г. — 8,933 млн. р.

Собственные интересы

Ожидаемые доходы от собственных налоговых и неналоговых поступлений по итогам 2008 г. должны составить около 242,5 млн. р. В 2009 г. эту сумму планируют увеличить до 366,3 млн. р. Источник роста доходов достаточно новый для Жигулевска. Особенно учитывая то, что изменения по земельному налогу и единому налогу на вмененный доход в бюджете совсем незначительные. Основные дополнительные деньги могут поступить в бюджет с продажи прав на аренду земли — удельный вес этих средств составит порядка 80% от общего роста. Налог на имущество, по прогнозным данным, -10-12% собственного бюджета. Кадастровая стоимость земли не изменилась, поэтому, по данным налоговой службы, налог с нее составит прежние 22,198 млн. р.

При этом следует заметить, что план сборов земельного налога на текущий год был равен 24,040 млн. р. Объем зарегистрированной земли в округе не увеличивается. В Жигулевске за физлицами земля закреплена, по разным оценкам, лишь на 40-50%.

Расходы бюджета формируются по реестру расходных обязательств четырех главных в Жигулевске распорядителей. Удельный вес в общих расходах каждого из распорядителей муниципальных финансов таков: дума городского округа и финуправление — по 1%, администрация Жигулевска — 60%, департамент социального развития — 38%. Управление культуры лишено функций распорядителя. Так что 37,5 млн. р. в2009 г. будет распределять по учреждениям культуры округа департамент социального развития администрации Жигулевска.

Оплата труда в государственных бюджетных учреждениях повысится в 2009 г. на 30%, а муниципальных работников — на 15%. Но Александру Курылину и Станиславу Капорцеву все равно придется к 1 января 2009 г. решать вопрос с кадрами, несмотря даже на то, что на содержание аппарата местного самоуправления в бюджете заложено 108,636 млн. р. (на 17,4% больше, чем в бюджете нынешнем). При нынешнем увеличении численности работников жигулевского муниципалитета этих денег может хватить только на зарплату.

ЖГД позаботилась о себе лучше: объем заявленных расходов на депутатский корпус Жигулевска вырос на 65% и составит в 2009 г. 11,688 млн. р.

Жигулевцам не по карману

По функциональной классификации самый большой в Жигулевске удельный вес в расходах сохраняется у жилищно-коммунального комплекса — 32% бюджета (около 185 млн. р.). Здравоохранение, физическая культура и спорт просят 21%, образование — 20%. Органы управления и общегосударственные вопросы (мэрия с думой) получат в 2009 г. 12% бюджета, культура и СМИ — 5%, национальная экономика — 3%, национальная безопасность — 1%. На социальную политику останется 6% бюджета.

Долевое участие в областных целевых программах по жилищному комплексу и культуре у Жигулевска — 23,605 млн. р., общая сумма субвенций и субсидий — 418,163 млн.р. (вместе с дотациями — 523 млн. р.). На продолжение реконструкции стадиона «Кристалл» область обещала сначала около 100 млн. р. Но уже после слушаний корреспонденту «Хронографу» стало известно, что в мэрию якобы позвонил руководитель департамента по физкультуре и спорту Самарской обл. Олег Саитов и сообщил, что областное субсидирование реконструкции стадиона сократили до 73,684 млн. р.

Кроме 61 млн. р., на восстановление жилфонда округа из бюджетов верхних уровней может поступить крупнейшая за всю историю Жигулевска субсидия на капитальный ремонт дорог — 132 млн. р. (рост данной статьи по сравнению с предыдущим годом на 115 млн. р.). Главную ставку при формировании бюджета на следующий год руководство администрации Жигулевска сделало на внешние источники доходов. Однако известно, что, для того чтобы претендовать на средства вышестоящих бюджетах в рамках целевых программ развития, необходимо формировать статьи расходов в собственном бюджете на аналогичные цели. Возможности стремительного роста жигулевского бюджета за счет собственных ресурсов крайне ограничены. В этом случае не совсем ясно, каким образом Курылин, надеясь получить небывалые для Жигулевска объемы средств на развитие, рассчитывает сформировать аналогичные расходные строки в бюджете. Как вариант — урезать социальную части расходов, что маловероятно. В этом случае за громкими заявлениями не видно механизма реализации обещанного.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.