Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Газокоммунальное лобби

Собственники предприятий коммунального комплекса получат налоговые льготы

Анна Пенкина

30 сентября депутаты Самарской губернской думы (СГД) почти единогласно утвердили проект обращения к председателю правительства РФ Владимиру ПУТИНУ о льготном налогообложении прибыли организаций коммунального комплекса (КК). Даже отрицательное заключение министра управления финансами Самарской обл. Павла ИВАНОВА не смогло помешать принятию данного проекта. У собственников предприятий КК имеется серьезное лобби в законодательных органах как федерального, так и регионального уровней. В Самарской обл. представителем этого коммунального лобби можно считать генерального директора ООО «Самарарегионгаз», депутата СГД Андрея КИСЛОВА (на фото).

Впервые инициатива обращения к Владимиру Путину по льготному налогообложению предприятий коммунального комплекса была озвучена 18 сентября на заседании комитета по нефтехимии, ТЭК и охране окружающей среды СГД, возглавляемого Андреем Кисловым (см. «Хронограф» №36 (251) от 29.09.08). Тогда депутаты комитета приняли проект обращения практически единогласно.

Согласно ФЗ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» инвестиционную программу организаций КК по развитию систем коммунальной инфраструктуры определяют и финансируют органы местного самоуправления. Одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок в ЖКХ является принцип полного возмещения затрат организаций КК, связанных с реализацией инвестиционных программ. Т. е., осуществив инвестиционный проект, предприятие «отбивает» назад затраченные средства, включая их в тариф в качестве т. н. «инвестиционной составляющей».

Эксперты в качестве примера приводят котельную пос. Поволжского, принадлежащую ЗАО «Поволжская ТЭК» (см. «Хронограф» №36 (251) от 29.09.08). 76% акций ПТЭК принадлежит структурам Межрегионгаза (ООО «Самарарегионгаз» и ОАО «Межрегионтеплоэнерго», 25% и 51% соответственно), остальными 24% акций владеет тольяттинский МУП «Инвестпроект».

В 2006 г. бывший мэр Тольятти Николай Уткин обратился в Межрегионтеплоэнерго с просьбой профинансировать строительство котельной, вложив 270 млн. р. Соответственно, в тариф была заложена инвестиционная составляющая, из-за чего в 2007-2008 гг. он составил 1400 р. за 1 Гкал (без учета НДС), в то время как средний по Тольятти тариф — чуть более 400 р. за 1 Гкал. Себестоимость же 1 Гкал новой котельной — в районе 200 р. В результате расходы на реконструкцию и строительство новых объектов фактически перекладываются на конечных потребителей. В данном случае это население пос. Поволжского.

Андрей Кислов объясняет эту ситуацию тем, что, во-первых, Межрегионтеплоэнерго вложило в строительство котельной не свои деньги, а полученные от головного отделения Межрайонгаза в виде кредита под 11% годовых. А во-вторых, по его словам, «сейчас в сферу ЖКХ инвестора можно привлечь только выгодными условиями». Кислов утверждает, что если для сферы ЖКХ условия бы оставили такие же, как для обычного бизнеса, то ни о каких инвестициях не могло быть и речи. Но при существующих нормативах инвестиционная деятельность предприятий КК не имеет права называться таковой. По мнению Кислова, муниципалитеты вынуждены платить бюджетные деньги предприятиям КК только за то, чтобы они в этой сфере стабильно работали. А самостоятельно коммерсанты не хотят работать в сфере ЖКХ, потому что, по словам Кислова, «это не та область, где можно получать сверхприбыли». По его данным, 90% предприятий КК не получает прибыли вообще, в то время как ФЗ №11 запрещает предприятиям КК работать с убытками. Поэтому за время реформы ЖКХ множество предприятий КК по всей стране разорились и исчезли с миллионными долгами.

Но, с другой стороны, говоря о неприбыльности работы предприятий КК, коммунальное лобби инициирует законопроект о принятии поправок в Налоговый кодекс РФ, закрепляющих льготы по налогу на прибыль организаций КК в части реализации ими инвестиционных программ. Фактически организации КК сейчас просят полного освобождения от налога на прибыль, полученную за счет реализации своих инвестиционных программ, которые они финансировали в том числе и за счет налогоплательщиков. В законопроекте прописано, что высвободившиеся в результате отмены налога средства должны быть потрачены предприятием на развитие коммунальной инфраструктуры. Но, по словам депутата СГД Василия Янина, любая льгота — это неконтролируемые средства, и поэтому трудно, а чаще и невозможно проследить, потратило предприятие эти деньги на покупку новых труб или себе на зарплату. Примечательно, что Янин пока единственный депутат, выступивший против инициатив коммунальщиков. Как отмечают эксперты, данная льгота уже действует на территории Самарской обл., она закреплена ст. 8 регионального закона «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской обл.». Обкатав этот механизм на региональном уровне, коммунальное лобби пробивает его теперь на федеральном.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.