Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Себе в убыток

Сызрань никак не разберется с пассажирскими перевозками

Петр Кожевников

30 сентября начальник тольяттинского межрайонного отдела Управления автодорожного надзора по Самарской обл. Сергей ГАЛЫГИН провел в Сызрани рабочее совещание с предпринимателями, занимающимися пассажирскими перевозками. По мнению Галыгина, в Сызрани так и не смогли навести порядок на дорогах. Возможно, в свете вероятных перестановок в администрации, которые последуют после выборов, начальнику транспортного отдела администрации г. Сызрани Андрей МАРЧУКОВУ (на фото) может грозить отставка.

В настоящий момент в Сызрани более 80% автотранспортных пассажирских перевозок осуществляется частными предпринимателями. В городе их насчитывается около 250, а общий автопарк (в основном «газели» и «ПАЗы») достигает 700 единиц. Лишь четыре-пять перевозчиков могут отнести себя к крупным участникам рынка. Профильное МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАП) давно сдает свои позиции. К тому же является убыточным. Себестоимость перевозки одного платного пассажира для МУП «СПАП» уже в конце 2005 г. составляла более 10 р. В прошлом году называлась цифра — 17 р. А ныне она официально составила 21,34 р. Тем не менее проезд на муниципальном автобусе до сих пор стоит 8 р.

В первом полугодии 2008 г. от реализации транспортных услуг СПАП получил доходов на сумму 22,4 млн. р. Из них по городским автобусным перевозкам — лишь 6,3 млн. р. Субсидии из городского бюджета на возмещение убытков по перевозке населения составили за этот период более 12 млн. р. В том числе по автобусам — почти 8,5 млн. р. Расходы же предприятия составили 33, 9 млн. р. В то же время предприниматели давно доказали, что при правильной организации дела пассажирские перевозки можно сделать рентабельными, коммерчески выгодными. Правда, и проезд на частном автобусе в Сызрани обходится дороже: 10, 12 и даже 15 р.

Если не считать троллейбусного сообщения (один маршрут), то в Сызрани фактически работают 13 муниципальных маршрутов. Это № 93, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 28, 29. Почти все они обслуживаются автобусами лишь в дневное время. Причем на некоторые можно рассчитывать лишь дважды утром, дважды в обед и один раз ближе к вечеру.

В некоторых документах к муниципальным маршрутам причислены еще и № 90, 92, 93, 95, 96, 97, 98. Пунктом отправления они имеют площадку в районе офисного здания ООО «Криста» и идут в разные районы Сызрани, где, собственно, тоже располагаются дочерние предприятия ГК «Криста». Графиками движения предусмотрено по два утренних, одному обеденному и одному вечернему рейсу. Все последние автобусы на этих маршрутах уходят с интервалом в восемь минут: от 17.10 до 17.18.

Получается, что муниципальные автобусы на этих линиях занимаются не чем иным, как обслуживанием пассажиропотоков с предприятий вышеназванной ГК. При этом МУП получает дотации из городского бюджета. Но если следовать логике, то право претендовать на средства из местной казны должны иметь и частные перевозчики. Тем более что именно они взяли на себя функцию муниципального предприятия, перевозя основную массу сызранцев в любое время. Речь идет о формировании муниципального заказа и размещении его на тендерной основе, что могло бы создать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Об этом также шла речь на совещании 30 сентября в присутствии начальника тольяттинского межрайонного отдела Управления автодорожного надзора по Самарской обл. (Госавтонадзор) Сергея Галыгина. Начальник сызранского отделения Госавтонадзора Анатолий Сырейщиков, подводя итоги трех кварталов 2008 г., отметил: «Радоваться сегодня нечему, результаты плачевные». Из 25 субъектов рынка перевозок, подвергшихся проверкам, нарушения были выявлены в 19-ти.

Не порадовал собравшихся начальник транспортного отдела администрации г. Сызрани Андрей Марчуков, от которого предприниматели ждали в первую очередь новостей о конкурсах на пассажирские перевозки. Марчуков не смог сообщить ничего нового, кроме того, что соответствующие документы из Самары должны подойти в течение 10 дней.

Галыгин выразил сомнение, что в сложившейся ситуации решить накопившиеся проблемы помогут конкурсы. В то же время он подтвердил озвученную им же ранее формулу: один маршрут — один хозяин. Вот, собственно, и все, что нужно, по его мнению, для наведения порядка. Однако и этот простой вариант в Сызрани реализовать не получается.

Хотя в соседнем Октябрьске получилось. Причем без всяких конкурсов. Здесь на рынке осталось одно-единственное ОАО «Октябрьскавтотранс», с которым заключили договоры все без исключения частники. При этом сохранены все имевшиеся ранее маршруты. Движение стало бесперебойным: с 6 часов утра до 22 вечера.

Эксперты предполагают, что в дальнейшем Сызрань все равно естественным путем придет к тому, что пассажирские услуги будут сконцентрированы в 2-3 крупных компаниях. А доля муниципального транспорта будет составлять не более 10%.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.