Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (233) | 12 мая 2008г.
 

Вышли в люди

Облправительство отчиталось перед общественностью об исполнении бюджета-2007

Анна Пенкина

29 апреля в рамках заседания Общественного собрания Самарской обл. состоялись публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2007 г. Чиновники указали, что в целом доходная часть бюджета была выполнена на 104%, расходная — на 93%. Присутствующие на заседании представители общественных организаций Самарской обл. посчитали данные показатели удовлетворительными, признав их показателем стабильной работы министерств. Дискуссионная часть мероприятия была посвящена в основном обсуждению актуальных для жителей области социальных проблем.

Первые по соцвыплатам

С отчетом об исполнении областного бюджета выступил министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов (на фото). По его словам, бюджет 2007 г. был социально ориентированным. В целом расходы социального характера (на здравоохранение, образование, спорт, культуру, социальную политику и т. д.) составили более 32 млрд. р. По сравнению с 2006 г. доля расходов на «социалку» увеличилась на 26%. Иванов отметил, что по уровню различных социальных выплат Самарская обл. опережает большинство российских регионов. Она находится в первой тройке среди субъектов РФ в 2007 г. по объему расходов и на первом месте среди субъектов ПФО в 2006-2007 гг. по уровню социальных выплат ветеранам труда. Уровень этих выплат в 2006 г. превышал средний уровень по РФ на 47%, по ПФО — на 72%. В 2007 г. превышение составило 37% и 61% соответственно. По уровню социальных выплат труженикам тыла в 2007 г. Самарская обл. находится на первом месте среди субъектов ПФО. В 2006 г. он превышал средний уровень по РФ на 71%, по ПФО — почти на 144%. В 2007 г. превышение составило 50% и 105% соответственно. Самарская обл. находится в первой пятерке в 2006-2007 гг. среди субъектов ПФО по уровню социальных выплат жертвам политических репрессий. Уровень этих выплат превышает средний по ПФО на 13%. По другим категориям социальных выплат Самарская обл. также опережает большинство регионов России.

В своем выступлении Павел Иванов также отметил, что Самарская обл. еще имеет и дополнительные меры социальной поддержки населения, не предусмотренные в других регионах РФ. Например, дополнительные выплаты людям, не имеющим официального статуса ветеранов труда, но имеющим большой стаж работы на территории области. Сейчас они составляют от 500 до 800 р. в месяц в расчете на одного человека.

Инвестиции в социалку

В 2007 г. муниципальным образованиям в форме межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов было направлено 14,111 млрд. р. Большая часть из них ушла в сферу медицины и образования.

По словам руководителя департамента инвестиционной политики и инвестиционных программ Министерства экономического развития Самарской обл. Олега Майорова, социальная сфера также является основным приоритетом инвестиционной политики Самарской обл. Первая позиция этих расходов — инвестиции в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Вторая — укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования и спорта. Третья — реализация целевой программы привлечения на территорию области федеральных инвестиционных средств.

В прошлом году инвестировались средства в объекты экологии, дорожное строительство, ЖКХ. В рамках инвестиционной программы в прошлом году было фактически введено 60 таких объектов. Например, 17 офисов врачей общей практики, спортивный комплекс в селе Подбельское Похвистневского р-на. Три года подряд в рамках областной инвестиционной программы действует Фонд муниципального развития, который предоставляет муниципалитетам средства на софинансирование строительства и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. В прошлом году его объем составил почти 3 млрд. р.

Социальная направленность бюджета-2007 ярко выражается в размерах суммы, заложенной на нужды областного Министерства здравоохранения и социальной политики. В 2007 г. она составила 19 млрд. р. -намного больше, чем в остальных министерствах. Расходы по отрасли «Здравоохранение» составили 8 млрд. р., по отрасли «Социальная защита» — 11 млрд. р. На содержание учреждений здравоохранения было израсходовано свыше 2 млрд. р., а на реализацию 13 целевых программ и комплексов мероприятий в сфере здравоохранения — свыше 600 млн. р. Большой упор делался в том числе и на оказание высокотехнологичной дорогостоящей помощи. За счет бюджетных средств (600 млн. р.) проводились операции на сердце, замены суставов, трансплантация почек, лечение онкологических больных. В области появились 47 новых центров социального обеспечения и два социально-оздоровительных учреждения. Кроме того, в губернии происходила реализация 5 областных целевых программ в сфере социальной политики. Благодаря успешной реализации национального проекта «Здоровье» губерния избежала эпидемии гриппа, обновила материально-техническую базу поликлиник и обновила автопарк скорой помощи на 70%. Кстати, по отрасли «Здравоохранение» Самарская обл. вошла в первую тройку среди регионов РФ по эффективности расходования бюджетных средств. Впереди лишь Москва и Санкт-Петербург.

Общие расходы Министерства по вопросам семьи и демографического развития в 2007 г. составили 1,42 млрд. р. Расходы на реализацию 10 областных целевых программ и мероприятий составили 73,77 млн. р. Почти 600 млн. р. было направлено на финансирование 7 видов выплат, в том числе ежемесячных выплат на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством и в приемных семьях, выплат на оплату труда приемных родителей и других.

Обратная связь

Отчеты других министерств также продемонстрировали стабильную работу по исполнению областного бюджета 2007 г. Все собравшиеся пришли к единому мнению, что исполнение бюджета 2007 г. можно назвать удовлетворительным, а по многим статьям даже успешным. Но все же обсуждение исполнения бюджета не обошлось без доли критики со стороны представителей общественных организаций. Каждый доклад представителя министерства сопровождался как минимум одним содокладом по соответствующей отрасли со стороны представителя общественных организаций. Чиновники слушали выступления общественников с большим вниманием: обратная связь с населением важна для работы правительства. Все вопросы и предложения, вынесенные в докладах представителей общественных организаций, были тщательно зафиксированы для их дальнейшей проработки в рамках профильных министерств.

Например, представитель Самарской региональной общественной организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, Александр Муравец в своем докладе напомнил, что в здравоохранении на сегодняшний день существует множество не решенных пока проблем. Более 60% самарских жителей не удовлетворены качеством медицинских услуг. Износ медицинской техники, особенно в муниципальных поликлиниках, достигает порой 80%. По словам Муравца, несмотря на растущие бюджеты по обеспечению высокотехнологичным оборудованием, очереди на проведение некоторых исследований достигают нескольких месяцев. Другая проблема — заработная плата медиков. Она в здравоохранении как ранее отставала, так и сейчас, несмотря на все усилия, отстает от промышленной сферы на 40%. Во многих муниципальных районах существует острая нехватка среднего медицинского персонала, в некоторых районах она составляет 40%. А все из-за низкой зарплаты.

Муравец отметил, что большая часть проблем досталась новому руководству министерства в наследство от старого. Поэтому в целом он считает работу по исполнению бюджета на 2007 г. удовлетворительной. Но, по мнению общественника, эффективность расходования средств могла быть и более высокой. «Мы видим цель в переходе к общественному здравоохранению, -резюмировал свое выступление Муравец. — Планирование и бюджетирование должно осуществляться в большей степени по социальному заказу населения».

С ним согласна и руководитель АНО «Самарский центр развития добровольчества» Татьяна Санникова. Она также считает, что бюджетные средства будут эффективно использоваться только тогда, когда в этом увидят заинтересованность не только областные и местные власти, но и социально ответственный бизнес и общественные эксперты.

Задача сделать работу по планированию и исполнению областного бюджета доступной и прозрачной для общественности является одной из главных для правительства Самарской обл. Причем в этом плане уже имеется значительный положительный опыт совместной работы с общественностью — это опыт обсуждения отчета об исполнении бюджета Самарской обл. за 2006 г., опыт обсуждения проекта областного бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 — 2010 гг.

Министерство управления финансами совместно с аппаратом правительства Самарской обл. обеспечили максимальную открытость бюджета: все данные отчета об исполнении бюджета были размещены на официальном сайте Министерства управления финансами Самарской области. Основное новшество слушаний заключается в том, что в этом году впервые правительством Самарской обл., с учетом пожеланий представителей общественности, был реализован механизм предварительных слушаний: все основные главные распорядители средств бюджета провели у себя совещания с участием представителей общественности. А на итоговом заседании Общественного совета для дальнейшей более тесной работы по бюджету было предложено работать с общественными экспертами на протяжении всего года, составив график участия общественности в бюджетном процессе.