Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (233) | 12 мая 2008г.
 

Виктор Попов:

Если дальше наращивать дисбаланс, никаких бюджетов не хватит

Константин Грайко

1 мая закончился срок действия агентского договора между МП г.о. Тольятти «Департамент ЖКХ» и мэрией г.о. Тольятти на обслуживание жилого фонда, собственники которого не определились с формой управления. 29 апреля состоялся конкурс, по результатам которого должна была быть определена управляющая компания (УК), которая будет в дальнейшем содержать такие объекты. Вопросы, возникающие в этой связи, а также ситуацию, складывающуюся сегодня в сфере жилищно-коммунального обслуживания города в целом, корреспонденту «Хронографа» прокомментировал директор МП г.о. Тольятти «Департамент ЖКХ» Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, после проведения конкурса и прекращения действия агентского договора у ДЖКХ высвободится немалый производственный ресурс. Появится возможность более активно заниматься непосредственно своей деятельностью, в т.ч. и освоением средств, аккумулировавшихся на лицевых счетах, и содержанием жилфонда, собственники которого выбрали в качестве УК ваше МП.

- Что касается жилого фонда, то мы сейчас отчитались за прошлый год перед теми собственниками, которые выбрали нашу управляющую компанию. Разместили план по текущему ремонту, дорабатываем план по капитальному ремонту и приступаем к освоению ресурсов. Мы планируем в этом году поставить приборы учета в дома, которые находятся у нас в управлении. Это очень крупное мероприятие, как технически сложное, так и финансово затратное. Но нам это необходимо для того, чтобы уйти от дисбаланса, чтобы гражданин оплачивал только тот объем услуг, который потребляет. Это тепло, холодная и горячая вода и отопление. До момента окупаемости приборов учета мы будем предъявлять населению оплату по нормативам, а после периода окупаемости будем начислять по факту показаний прибора. Там, где будут установлены приборы, дисбаланс сразу пропадет как таковой, и, соответственно, деятельность компании станет более устойчивой. Для сравнения: в прошлом году дисбаланс по Автозаводскому р-ну составлял порядка 140 млн. р. На оснащение нашего жилфонда системами учета необходимо порядка 100 млн. р. И это разовые затраты, которые впоследствии повлекут существенную экономию.

Там, где мы поставили приборы учета в позапрошлом году, они уже окупились. Сейчас по первому полугодию будем делать перерасчет по воде и, если есть экономия, будем делать возврат. Делать перерасчет по отоплению будем по итогам года, чтобы избежать возможных доначислений, если погода в конце года будет холодной и отопительный сезон начнется раньше расчетного.

Это необходимые меры, поскольку городская власть заняла четкую позицию, что, несмотря на то что законодательство позволяет доначислять населению затраты сверх норматива, этого происходить не будет. И Владимир Иванов в прошлом году много раз говорил, что этот дисбаланс должен быть покрыт бюджетом, и Анатолий Пушков сейчас поставил задачу снизить расходы, не увеличивая платежи населения. В течение двух месяцев мэрией будет рассматриваться данный вопрос, вестись поиск альтернативных источников погашения задолженности прошлого года, каким-то образом будем ее реструктуризировать и дальше дисбаланс не наращивать.

- Какие рассматриваются варианты реструктуризации долгов?

- В данной ситуации у нас нет других источников, кроме бюджета. Либо областного, либо городского. Но если мы дальше будем наращивать дисбаланс, то никаких бюджетов не хватит. Долги домов, которые отошли в управление УК №1 и УК №2, остались у нас, а компании начали с чистого листа. Поэтому должники сегодня сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу две квитанции от разных компаний. И в этом нет ничего странного. Кроме того, сама по себе проблема дисбаланса никуда не делась, и сейчас у 1-й и 2-й компаний долгов уже хватает. Если за 2007 г. дисбаланс у них был относительно небольшой — 47 млн. р., а у нас — 100 млн. р., то в этом году текущий дисбаланс у этих компаний уже больше, чем у ДЖКХ.

При этом надо учесть, что объемы обслуживаемого жилфонда по Автозаводскому р-ну у нас практически одинаковые, но у ДЖКХ есть еще Комсомольский р-н и пос. Поволжский, где разница между тарифом поставщика и тем, что мы начисляем населению, ложится на предприятие. При этом жители получают услугу в полном объеме. Мы пока не предъявляем населению к оплате эту разницу, и если нас поддержит муниципалитет, позволит воспользоваться дешевым кредитным ресурсом для реализации программы по установке систем учета, то этого не придется делать вовсе. А пока это все ложится на плечи предприятия.

Много говорится о том, что надо снижать потери по сетям, корректировать тарифы, снижать затраты при расчетах с поставщиками энергоресурсов. Для этого надо решить первостепенную задачу: во всех домах поставить приборы учета. Такая задача поставлена перед всеми УК, но мы планируем это сделать уже в этом году. У нас 70 из 200 домов Автозаводского р-на практически уже оборудованы приборами учета. Программа уже сформирована, и сейчас мы согласовываем проекты с поставщиками, в частности с ТЕВИСом, чтобы закрыть весь Автозаводский р-н.

- Что еще планируется сделать в текущем году?

- Планируется ремонт подъездов. Рассматриваем вопрос ямочного ремонта в одном из кварталов с применением технологии тонкослойного асфальтового покрытия. Будем рассматривать возможность установки ограждений там, где жители разбили клумбы с цветами, огородим площадки для транспорта около нескольких домов. Постепенно это реализуем везде. Будем внедрять программу по замене светильников наружного освещения. Вместо частокола торшерных светильников, которые ограничивают движение транспорта и мешают расширению, будем ставить мачтовые светильники, проект уже согласован. Будем закрывать подъезды, ставить двойные двери, утеплять окна, утеплять местами стены, заделывать швы. Приступили к ремонту кровель.

Сейчас уже начались техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового электрооборудования (ВДЭО). По новому Жилищному кодексу с начала года появились отдельные договоры на техническое и аварийное обслуживание и на текущий ремонт ВДЭО. В прошлом году по Автозаводскому р-ну единственным подрядчиком выступало ЗАО «Лифтэлектро», однако по новой схеме работы соглашение пока не достигнуто. В связи с чем с 14 апреля МП «Департамент ЖКХ» самостоятельно приступило к текущему и аварийному обслуживанию электрооборудования в домах 14-20 кварталов. В рамках текущего ремонта ВДЭО на этот год запланирован целый ряд мероприятий. С начала мая мы приступили к освещению подъездов с последующей его диспетчеризацией. Чтобы ночью горели не все лампочки, а только аварийное и сопроводительное освещение. При этом речь идет о том, что в дальнейшем будут диспетчеризироваться все приборы учета, все домовое оборудование, а вся информация стекаться в единый центр и заноситься в компьютерную базу. Мы должны видеть все расходы по дому. Соответствующие каналы будут иметь и поставщики. Т.е. и поставщик, и мы сразу будем видеть расходы по дому в режиме реального времени. Специальное оборудование в автоматическом режиме будет управлять, например, температурой в системе отопления, и все манипуляции с прибором будет видеть поставщик. Грубо говоря, чем прозрачнее схема, тем больше доверия. Именно такую идеологию мы сейчас обсудили с ТЕВИСом и будем ее внедрять.

Сейчас мы в качестве эксперимента готовим один дом к полной автоматизации. Т.е. будем ставить на входе и в каждую квартиру приборы учета с индукционным выводом, для того чтобы, не заходя в квартиры, снимать показания в автоматическом режиме и в дальнейшем считать потери по дому. Такой пробный проект позволит получить реальные цифры, а не расчетные величины внутридомовых потерь. Ко Дню города, я думаю, мы сможем продемонстрировать уже готовый объект.

- Установка подобного рода автоматики, применение компьютерных систем телеметрии и управления оборудованием неизбежно должны создать проблему профессионального соответствия кадров и поднять вопрос повышения квалификации работников.

- Действительно, это очень больной вопрос. Реальность такова, что сантехник становится КИПовцем. Его задачей будет в большей степени контролировать работу посредством компьютера, и все меньше и меньше придется работать с железом. Кроме того, меняются технологии, и если мы поменяем металлические трубы на полипропиленовые, то будет совершенно другой порядок их ремонта и обслуживания. К сожалению, пока специалистов нужных нам направлений практически никто не готовит и у нас сегодня очень большой дефицит специалистов нужных квалификаций и категорий.

При этом надо понимать, что, меняя технологию работы, повышая образовательный уровень кадрового состава, надо кардинально пересматривать и систему оплаты труда. Нужно корректировать базовый уровень зарплаты, отходить от нормативов, которые определены тарифной сеткой, нужно искать другую, более гибкую схему оплаты труда. Не привязывать ее к ставке, скажем, рабочего 1-го разряда, а оценивать по каким-то другим критериям. Я думаю, этот вопрос удастся эффективно решать только акционерным компаниям, поскольку МП все-таки очень жестко привязано к определенным тарифам. Поэтому в рамках АО проще комплектовать коллектив, дифференцировать фонд оплаты труда, больше возможностей зарабатывать деньги, чтобы иметь достойный уровень зарплаты. Поэтому, наверное, на федеральном уровне и был принят закон о том, что организации, обслуживающие жилфонд, должны быть акционерными компаниями, чтобы частный инвестор пришел в сферу ЖКХ.

- Вопрос акционирования предприятий ЖКХ встал достаточно серьезно в контексте получения средств из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Эта тема рассматривалась еще в преддверии выборов мэра, но потом решение этого вопроса было отложено.

- Да, отложили, потому что хотели дождаться прихода новой команды в мэрию. Но вопрос, касающийся акционирования предприятий ЖКХ, нужно немедленно решать. На первом этапе необходимо акционировать муниципальные предприятия. На втором этапе нужно будет решить, сколько акций можно реализовать на рынке или передать в муниципалитет, хотя Федеральный закон №185 говорит о том, что муниципалитет должен иметь не более 20% акций. Остальной пакет должен принадлежать частным инвесторам. И 50% жилого фонда должны управляться такими компаниями. В таком случае мы подпадаем под действие 185-го ФЗ и можем рассчитывать на федеральные средства, выделяемые на капремонт.

Что касается второго этапа, то вопросы передачи или продажи акций надо будет решать в рабочем порядке. Будут, конечно, возникать спорные моменты, многие будут пытаться или помочь, или помешать. Если будет принято решение реализовывать акции через аукцион, кто-то захочет приобрести определенный пакет для себя. Но чтобы в следующем году была возможность воспользоваться поддержкой Фонда, в ближайший месяц мы должны принять решение. Потому что надо еще успеть оформить землю, оформить имущество, зарегистрировать все это в регпалате. Эти вопросы обсуждаются, мы готовим необходимые документы. 1-я и 2-я УК уже являются акционерными, и в их отношении вопрос встанет о реализации второго этапа.

Сегодня городу необходимо сделать все возможное, чтобы в следующем году получение средств из Фонда стало реальностью. МП ДЖКХ уже ведет детальную паспортизацию объектов и обследование их технического состояния. Когда нас выбирали жители, мы брали их жилье без актов и документов. Планирование управления требует выделения приоритетных задач и наличия целостной картины состояния фонда. Ведь сегодня собственник совместно с УК отвечает за состояние дома в целом. Кроме того, наличие детального паспорта конкретного объекта позволит более оперативно осваивать средства Фонда в момент поступления.