Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (233) | 12 мая 2008г.
 

PRомантики

Предвыборная история Тольятти

Павел Андреев

Одним из явлений в новейшей истории г. Тольятти, бесспорно, можно считать генерального директора ЗАО «Агентство коммун-менеджмента «Принцип ПР» Мирослава КОШЕЛЮКА. Именно с его именем и с агентствами «Миссия-Л», «Эмиссар» и «Принцип ПР» связывают получение должности мэра Сергеем ЖИЛКИНЫМ, а также двукратное избрание на этот пост Николая УТКИНА. Хотя на деле присутствие указанных структур в Самарской обл. далеко на так внушительно, как может показаться с первого взгляда. Этой публикацией «Хронограф» продолжает обзор PR-структур, засветившихся на территории нашего региона (см. «Хронограф» №17 (232) от 28.04.08).

Дополитические времена

Момент заката советской империи совпал в Тольятти со сменой поколений партийного аппарата. В 1989 г. на ВАЗе был проведен набор в школу менеджеров ЮХТ. Новые технологии управления были завезены из Таллина. Наиболее активным из выпускников оказался Николай Брусникин. На следующий год он оказался в числе 17 юхтовцев, избиравшихся в Совет народных депутатов Автозаводского р-на г. Тольятти. Приобретенные знания позволили Брусникину переиграть на выборах секретаря Автозаводского райкома КПСС Евгения Егорова.

Следующим достижением стала смена на посту главы райисполкома администрации Геннадия Губина на никому неизвестного Сергея Жилкина. В то время никто не предполагал, что представитель вазовского линейного персонала, даже не попавший в школу ЮХТ, сможет сделать политическую карьеру. Однако, превосходя ожидания своих модераторов, Жилкин развернул на новом посту активную деятельность. Фактически с его подачи пошли в гору Александр Носорев, Сергей Тимофеев, Владимир Синцов. Автозаводский р-н стал полигоном для внедрения новых методологических разработок.

В окружении главы района появился специалист по имиджу, заведующий лабораторией «Психология экстремальных ситуаций» Санкт-Петербургского государственного университета Морис Валеев. Самым заметным достижением Валеева стала замена Сергеем Жилкиным очков на контактные линзы. Другие внешне менее заметные наработки позволили молодому политику подойти к выборам мэра Тольятти в 1994 г. настолько подготовленным, что представитель чиновничества Николай Уткин выиграть выборы не смог. Результатом стал скандал с обвинениями в подтасовке результатов выборов, а также с участием в предвыборной кампании учредителя фирмы «Никольская» Александра Чевозерова. Конфликт был улажен Владимиром Каданниковым (на тот момент занимал должность генерального директора ОАО «АВТОВАЗ»). По его инициативе избранный мэр занялся представительскими функциями, а сити-менеджером стал Уткин.

Впрочем, первый этап правления Уткина закончился не намного лучше последнего. Два года манипулирования вазовскими долгами перед городом закончились тем, что Жилкин получил от думы «чрезвычайные» полномочия в данном вопросе. Уткинские посредники были заменены на близкие Жилкину ЗАО «ЛИС» и ЗАО «АДА». Тольяттинская элита обогатилась именами Сергея Сычева и Павла Алешкина.

Сам Жилкин за эти годы превратился в мэра нового образца. Он активно встречался с общественностью, демонстрировал свою приверженность грушинским идеалам, встал на сторону учителей в период школьных забастовок. Одновременно начались заигрывания со СМИ. Был использован простейший прием. По четвергам мэр стал устраивать чаепития с «ведущими» журналистками. Трудно сказать, кто конкретно научил Жилкина такому обеспечению паблисити. Но главное в том, что была установлена «цена лояльности». Сначала застолье с пирожными, чуть позже — с водкой.

Тем не менее к выборам 1996 г. Жилкин подошел, явно уступая своему основному конкуренту — главе администрации Центрального р-на Анатолию Степанову. Эти выборы остались в истории Тольятти как пик войны PR-технологий. Если степановцы сделали ставку на черный, хотя и очень наивный, на сегодняшний взгляд, пиар, то Жилкина окружили специалисты московского агентства «Миссия-Л».

Тольятти демократический

В Тольятти побывали все ключевые фигуры компании. Генеральный директор ЗАО «Агентство коммун-менеджмента «Принцип ПР» Мирослав Кошелюк, генеральный директор ЗАО Фирма «Миссия-Л» Татьяна Лукьяненко, генеральный директор ЗАО «Эмиссар» Владимир Пызин. Кроме того, в окружении мэра появился политтехнолог из Новгорода Татьяна Бобрышева.

«Миссия-Л» выдвинулась в Тольятти в рамках региональной предвыборной кампании на пост президента РФ Григория Явлинского. Надо сказать, что на старте 1996 г. Жилкину пришлось добиваться договоренности с Николаем Уткиным, что последний не будет претендовать на пост мэра. Уткин договоренности не выдержал и в последний момент пошел на кресло градоначальника под тарабарским лозунгом «Почему я все-таки так решил».

Несмотря на сложности, в результате ожесточенной борьбы за избирателя, СМИ и строительные технологии команда Жилкина одержала победу в первом туре. Городская политика обогатилась именами Алексея Панайотова, Виталия Зыкова, Виктора Шамрая, Владимира Ягутяна, Вадима Деревянко и Татьяны Бобрышевой. Фактически вместо пресс-секретаря главы городской администрации возник сначала отдел по связям с общественностью, а позже под Бобрышеву была сформирована целая служба, объединяющая пресс-центр с общественными приемными. Регулярно проводились социологические исследования: Жилкина всерьез интересовали настроения горожан. Таким образом, был создан полный технологический цикл взаимодействия власти с населением.

В числе менее глобальных политтехнологических придумок можно назвать ныне забытую программу «Тольяттинский стандарт» (см. «Хронограф» №42 (207) от 12.11.07), муниципальные СМИ, а также конкурс достижений в области журналистики. Изобретательность специалистов «Миссии-Л» давала иногда удивительные результаты. После выборов журналистов, работавших на Жилкина, называли «честными», а работавших на Степанова — «продажными».

Однако электоральный триумф продлился недолго. На выборах в СГД в 1997 г. была выдвинута «команда муниципалов» в составе Сергея Жилкина, Виктора Шамрая, Ольги Лышовой, Николая Уткина и Вячеслава Волкова. Из команды прошел лишь «народный» Уткин. Мало того, в думу прошел уволенный с поста главы райадминистрации Анатолий Степанов. Для него это было политической реанимацией после сокрушительного поражения в 1996 г. Для команды Жилкина провал стал уроком: даже прогрессивные политтехнологии не способны реализовывать любые прихоти заказчика.

Между тем мэр Тольятти под воздействием Бобрышевой постепенно менялся. Жилкин стал удаляться от прессы и избирателей. Во главе города оказался вальяжный менеджер, осознающий собственный авторитет. Даже недоброжелатели называли Жилкина мастером политтехнологий. Имиджевый рост был оборван трагическим событием: в декабре 1999 г. в автокатастрофе погибла Татьяна Бобрышева.

В 2000 г. Жилкин досрочно слагает с себя полномочия мэра. «Миссия-Л», теперь уже «Принцип ПР», «по наследству» переходит к Николаю Уткину. На тот момент якобы и состоялся торг: жилкинцы гарантировали недавнему противнику победу за пост мэра, а он в свою очередь должен был гарантировать Жилкину некий «иммунитет». Ведущими политтехнологами стали Мирослав Кошелюк и специалист «Принципа ПР» Василий Пинкевич. Через четыре года ситуация с выборами повторилась. Во второй победе Уткина принимал участие Александр Сурков. В то время, судя по визитке, он являлся представителем аналитического центра «Новая Голландия» из Санкт-Петербурга. Сегодня на официальном сайте «Принцип ПР» он заявлен как представитель агентства в Северной столице. Победа в 2004 г. досталась Уткину лишь во втором туре в результате жесткой борьбы с фаворитом гонки лидером независимого профсоюза «Единство» Петром Золотаревым.

В качестве последних достижений можно упомянуть работу Пинкевича с депутатами СГД Андреем Перишным и ТГД Алексеем Бузинным. Сегодня «Принцип ПР» специализируется на корпоративной культуре и внутрикорпоративных коммуникациях. Пинкевич формально работает как независимый специалист.

Из политики в бизнес

Создателями агентства «Миссия-Л» в 1989 г. были аспирант Института психологии РАН, эксперт советско-американского проекта «Велихов-Гамбург» Мирослав Кошелюк, ведущий специалист Совета министров СССР Татьяна Лукьяненко и аспирант Российской академии государственной службы, кандидат социологических наук Владимир Пызин.

Первой существенной записью в активе предприятия стало участие в первых демократических выборах народных депутатов РСФСР и СССР в 1989 г. Всего же на счету агентства свыше пятидесяти проектов. В их числе консультативное сопровождение избирательной кампании независимых депутатов в Госдуму РФ, вошедших впоследствии в депутатскую группу «Российские регионы» в 1994 г. Участие в региональных кампаниях по выборам представительных органов власти в Удмуртии, Нижегородской обл., Тольятти. Сопровождение выборов районной думы и главы администрации Мирнинского р-на (Республика Саха (Якутия). Сопровождение выборной кампании Михаила Задорнова в Госдуму по одномандатному округу на Камчатке. Реализация региональной стратегии НДР на выборах в Госдуму в 1996 г. Выборы мэра г. Калининграда в 1998 г.

В 1998 г. коллектив агентства разделился на две части. Одна из них под руководством Татьяны Лукьяненко и Мирослава Кошелюка осталась в прежнем агентстве, а другая, вместе с бывшим руководителем «Миссии Л» Владимиром Пызиным, сосредоточилась в возглавляемом им ЗАО «Эмиссар».

В качестве проектов «Принципа ПР» следует отметить работу с ООО «Некстстеп-Промоушн» по созданию ООО «Издательский дом «Корпоративные медиа». Аналогичная работа с ООО «Медиахаус» на сегодня практически свернута. В портфолио «Принципа ПР» в числе наиболее значимых достижений названы Министерство труда и социального развития РФ, ООО «Данон-Индустрия», ОАО «АВТОВАЗ», партия «Единая Россия», мэрия г. Тольятти и уже упомянутое Промо-агенство Nextstep.

О Мирославе Кошелюке в Тольятти периодически вспоминают в связи с предстоящими выборами в ТГД (см. «Хронограф» №16 (231) от 21.04.08). Но в любом случае горячие демократические сезоны ушли в прошлое. Хотя на официальном сайте «Принципа ПР» висит морально стареющий слоган из словаря Владимира Даля: «Принцип — научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают».