Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (214) | 24 декабря 2007г.
 

Титовский инструментарий

Губернатору Владимиру Артякову не потребуются методы его предшественника

Павел Соколов

Уходящий год замыкает целую эпоху в истории Самарской обл. За время своего пребывания у власти Константин ТИТОВ постепенно превратился из губернатора в полноправного хозяина региона. Во многом это было обусловлено его умением грамотно и рационально использовать все имеющиеся у него ресурсы, манипулировать местными элитами. Между тем Титов стал заложником выстроенной им же системы взаимодействия регионального бизнеса и распорядителя областного бюджета. Таким образом, новый губернатор получил отличные рычаги воздействия на Титова, даже уже после того, как тот оказался вне Белого дома.

Самарская обл. всегда считалась самодостаточным регионом. Понятно, почему этот тезис воспринимался Константином Титовым с особой гордостью. Но не совсем понятно, почему этим гордились простые жители губернии. Дело в том, что имидж динамично развивающегося самодостаточного региона позволял крупным местным ФПГ укреплять монопольные позиции на местном рынке и не допускать проникновения в регион конкурирующих структур. И это никак не увязано с интересами рядовых граждан., даже если эти структуры являются государственными компаниями. Например, то, что Газпром на протяжении последних лет не может начать широкомасштабную программу газификации за счет собственных инвестиций в Самарской обл. Эти функции здесь почти монопольно выполняет ООО «СВГК» -компания, подконтрольная ФПГ «Волгопромгаз». До последнего времени регион практически был закрыт для федеральных участников строительного рынка. Что касается освоения средств по направлениям региональных целевых программ, обеспеченных деньгами областного бюджета, то здесь вообще участие неместных компаний при Титове было практически исключено.

Умение работать с бюджетом было основным козырем бывшего губернатора. Учитывая, что объем областного бюджета существенно превосходил обороты крупнейших местных ФПГ, глава области мог тонко регулировать баланс политического противостояния путем дозированного допуска бизнеса к работе в рамках целевых программ. Одним из таких громких проектов была серия областных программ по линии поддержки АПК. Причем это лишь одна из многочисленных отраслей, поддерживаемых правительством Самарской обл. на протяжении многих лет. С 2004 г. по 2007 г. объем доходной части бюджета области вырос с 20,8 млрд. р. до 50,8 млрд. р. Такой стремительной динамикой роста не может похвастать ни одно из крупных предприятий области, что лишь подчеркивает уровень влиятельности бывшего главного распорядителя бюджета. Более того, процесс проектирования бюджета на протяжении последних лет был выстроен таким образом, что при закладываемом дефиците непременно получался существенный профицит.

Рекорд случился в 2004 г. Доход был превышен от планового на 9%. Истинные мотивы распределения незапланированных доходов мог понять лишь узкий круг посвященных лиц. Бюджетный допинг делал сговорчивыми в том числе и глав муниципальных образований.

Между тем наличие высокого уровня дохода областного бюджета давал Титову возможность привлекать на паритетных условиях колоссальные средства на развитие экономики губернии из федерального бюджета. Однако этого практически не делалось. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно увидеть, что по линии ФЦП «Жилище», которая действует еще с 2001 г., Самарской областью средства из федерального бюджета практически не привлекались. За счет этих средств можно было бы существенно решить вопрос строительства новой инженерно-энергетической инфраструктуры, но деньги извне разрушали бы монополию местных энергомонополистов. А потому, уповая на самодостаточность региона, предпочитали вариться в собственном соку.

Учитывая все это, губернатор Владимир Артяков, не отягощенный отношениями с местными ФПГ, имеет отличные возможности завезти в область из федерального бюджета такие объемы средств, которые здесь еще никто не видел. Причем в этом вопросе ему будет несложно найти взаимопонимание с крупными компаниями федерального масштаба, которые уже устремились в Самарский регион.