Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (214) | 24 декабря 2007г.
 

Технологии будущего

Утилизация бытовых отходов требует нового подхода

Борис Кротов

19 и 21 декабря в Тольятти прошли общественные слушания по застройке новых кварталов. Несмотря на то что возведение новых объектов — дело отдаленного будущего, тем не менее существует ряд проблем, о разрешении которых необходимо позаботиться уже сейчас. Так, например, существующий завод по переработке твердых бытовых отходов нуждается в значительной модернизации. И, как отмечают специалисты, если необходимые мероприятия не будут проведены в должный срок, то мощностей существующих сейчас объектов просто не хватит для того, чтобы в новых кварталах экологическая обстановка была удовлетворительной. Но это возможно лишь при условии, что на уровне муниципалитета переработка и обезвреживание ТБО будут признаны отдельной высокотехнологичной отраслью.

Вся минувшая неделя была посвящена обсуждению застройки новых кварталов на территории Тольятти. Так, например, 19 декабря в мэрии Тольятти состоялись общественные обсуждения проекта застройки комплекса «Калина», на участке, используемом ОАО «АВТОВАЗ Агро». 21 декабря состоялись общественные слушания по проекту планировки микрорайона «Треугольник». Кроме того, в числе достаточно крупных реализуемых проектов сейчас выступает «Прибрежный парк» в Автозаводском р-не и мкрн «Северный» в Центральном р-не. Однако не все вопросы по новым площадкам можно назвать технологически отработанными. В частности, в ряду нерешенных проблем называются проблемы с обеспечением земельных участков инфраструктурой.

Однако существуют и другие проблемы, связанные со строительством домов и заселением новых территорий. Появление новых кварталов неизбежно повлечет за собой проблемы, связанные с обеспечением благоприятной окружающей среды новых территорий, а также проблемы с вывозом ТБО. Ведь, по самым приблизительным подсчетам, только в «Треугольнике» будет возведен жилой квартал, в котором будут проживать не менее 12-13 тыс. человек. Не меньшая плотность застройки ожидается и в других новых районах города.

Вместе с тем сейчас вывоз и захоронение ТБО на полигонах является единственным способом решения этой проблемы. Тем более что с учетом роста города количество полигонов, их площадь, а также средства на рекультивацию будут увеличиваться в геометрической прогрессии, а поиск новых земель под полигоны ТБО становится все проблематичнее. Поэтому будущее все-таки принадлежит глубокой переработке ТБО.

Сейчас существуют достаточно успешные примеры переработки бытовых отходов. Например, из отходов упаковки полиэтилена и полипропилена из-под продуктов и бытовой химии можно получать дизельное топливо. Дизельное топливо получается достаточно высокого качества, с нулевым содержанием серы. Такое топливо полностью соответствует европейским нормам EN590, а по себестоимости оно в два раза ниже, чем топливо, произведенное традиционным способом. По словам генерального директора Центра природоохранных технологий (ЦеПТ) Владислава Проскурякова, использование дизельного топлива для нужд муниципалитета -заправка муниципального автопарка, общественного транспорта, автомобилей дорожных и спасательных служб и т.д. — позволит в значительной степени уменьшить зависимость от роста цен на энергоносители. В этом можно рассматривать переработку ТБО не только как меру экологически необходимую, но и экономически выгодную.

Впрочем, на производстве дизельного топлива применение новых технологий в переработке ТБО не заканчивается. Так, например, из биоразлагаемых фракций отходов возможно получать почвосмеси для производства рулонных газонов. Это производство вполне оправданно, особенно если учесть, что новые застраиваемые сейчас территории потребуют благоустройства. Некоторые фракции биоразлагаемых отходов (волокна целлюлозы) могут использоваться для производства добавок в производстве щебеночно-мастичной асфальтовой смеси для дорожного строительства. По предварительным подсчетам, рентабельность от реализации данных программ может составить порядка 20-25%.

Несмотря на то что в России практики глубокой переработки ТБО достаточно долгое время как таковой не существовало, современные компании, специализирующиеся на утилизации, уже успели приобрести опыт, а также партнерские связи с зарубежными компаниями. В перечень компетенций компании, занимающейся переработкой ТБО, входит, как правило, несколько направлений. Это и экологический консалтинг, и экологический инжиниринг, а также строительство объектов по утилизации и обезвреживанию отходов. Комментируя основные направления деятельности компании «ЦеПТ», Владислав Проскуряков отмечает, что его компания так или иначе занимается всеми вышеозначенными видами деятельности.

Необходимость развития полноценной системы переработки и обезвреживания ТБО наталкивается на некоторые противоречия с муниципалитетом. В частности, утилизация ТБО муниципальными служащими расценивается исключительно как строка бюджета, которая требует исполнения. И несмотря на то что в Тольятти функционирует завод по переработке ТБО, многими муниципальными служащими она пока не расценивается как высокотехнологичная и отчасти рентабельная отрасль городского хозяйства. Для полноценного решения существующих сейчас проблем необходимо консолидировать работу специалистов муниципалитета и работу экспертов, владеющих навыками внедрения инновационных технологий. Как отмечают специалисты, количество ТБО ежегодно возрастает на 3% в год. При этом уже с учетом существующих проблем на территории европейской части России требуется строить по 14 заводов по переработке ТБО в год. Сейчас на территории Тольятти полноценно функционирует только один завод по обезвреживанию и переработке ТБО. Для эффективной реализации существующих сейчас проблем, скорее всего, наращиванием существующих мощностей не обойтись. Следует отметить, что в настоящее время в Тольятти поступает на переработку порядка 40-45% ТБО. В принципе, такой уровень переработки можно назвать общеевропейским. Однако в настоящий момент существующий завод нуждается в модернизации, поэтому вполне логично, если муниципалитет решит поучаствовать в его модернизации.